Архив:

Дарованное будущее

Семинар «Инклюзивное образование в общеобразовательном учреждении. Успехи и проблемы» прошел в филиале новороссийской гимназии № 1 под эгидой Общественной палаты администрации Новороссийска.

Школьные звездочки

Среди этих детей есть настоящие таланты, звездочки, чьи достижения достойны общественного признания. Они активные участники спортивных соревнований, чемпионы города среди детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются вокалом, спортивными танцами, участвуют в театральных постановках, различных конкурсах.

– Все это необходимо мне для того, чтобы быть увереннее в себе, чтобы я знала, что могу за себя постоять. Чтобы я знала, что я личность. И я знаю, что меня всегда могут поддержать мои друзья. Но, считаю, они делают это не из жалости, а потому, что со мной можно интересно поговорить, на меня можно положиться, потому что я могу помочь в решении каких-то вопросов, – искренне поведала о себе одна из таких активных школьниц. 

Четвероклассник Иракли Цулая – самая большая знаменитость среди гимназистов и, быть может, вообще всех новороссийских школяров. Его даже показывали в программе «Время» на Первом телеканале. В информационном сюжете о поддержке паралимпийского движения он рассказывал, почему ему нравится в футбольной команде играть в нападении.

На семинаре он выступил со своим исследовательским проектом, который разработал совместно с классным руководителем Людмилой Приваловой. Прочитав книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Иракли заметил в ней много несправедливости по отношению к детям. И задался целью выяснить, соблюдаются ли основные права ребенка в обычных семьях. 

Иракли сделал вывод о том, что его права и права одноклассников соблюдаются, однако, кроме прав, у детей существуют еще и обязанности, которые не всеми ребятами выполняются.

Равные возможности

Если сказать простыми словами, то инклюзивное образование – это включенное, совместное образование обычных детей и детей с ограниченными физическими способностями, которых в Новороссийской гимназии № 1 деликатно именуют детьми с особыми потребностями.

Образование у нас начинается с дошкольного возраста. И в нашем детском саду тоже обучаются «особые дети». Переходя в начальную школу, они включаются в классы с обычными детьми. И, естественно, наши особенные дети добиваются успехов, потому что ощущают безопасность, а также ценность совместного пребывания в коллективе ровесников. Поэтому и по окончанию гимназии они очень легко интегрируются в общество, – рассказала директор филиала гимназии № 1 Наталья Меркулова.

Гимназия вышла с инициативой организации проекта «Дети-инвалиды в социокультурной среде лингвистической гимназии» в 2005 году, когда аналогичного опыта в России еще не было.

Поэтому педколлектив стал первопроходцем. С чего начали? С набора детей. Как приглашали? Попросили коллег из детского реабилитационного центра «Ромашка» направить к ним хотя бы несколько детишек с ограничениями по здоровью, которые смогут осилить непростую программу гимназии. А пришли 20 таких детей, и всех приняли.

Эти дети совершенно не были адаптированы, у них не было процесса социализации, поскольку они не посещали детские дошкольные учреждения. Поэтому в гимназии был создан подготовительный класс. Благодаря тому, что педагоги стали развивать здоровьесберегающие технологии, им удалось укрепить не только физическое, но и психическое здоровье каждого особенного ученика.

– Ребенка можно назвать здоровым, если физическое здоровье позволяет ему учиться в школе в максимальном режиме, – подчеркнула в своем выступлении куратор проекта, заместитель директора филиала гимназии Елена Брянцева. – Наши дети в интеллектуальном плане проявляют хорошие умственные способности, в нравственном плане они честны, самокритичны, в социальном плане – уравновешены, способны удивляться и восхищаться. Наши дети действительно здоровы, и больными их назвать нельзя. 

Реализация проекта уже принесла ощутимые результаты. Решена сверхзадача проекта – превратить гимназию из просветительского учреждения в школу духовной культуры.

– Впереди еще очень много работы и побед, – подвела итог своему выступлению Елена Владиленовна. – Дети радуются каждому дню. Они недовольны только тем, что у них не хватает времени.

О хворях своих питомцев педагоги говорить не любят. Но с гордостью рассказывают, что двое учеников, благодаря активному образу жизни в гимназии избавились от инвалидности. Это, согласитесь, фантастический успех всего коллектива!

Испытано на себе

Руководители обществ инвалидов, члены городской Общественной палаты, участвовавшие в семинаре, были единодушны в своей благодарности учителям гимназии за их благородный труд. Особенно автору материала запали в душу слова эксперта Общественной палаты Аллы Рулевой. 

- Я как инвалид с годовалого возраста, как человек, 20 лет возглавлявший городское общество инвалидов, знаю, что есть две ипостаси: или ты полезен обществу, или остаешься иждивенцем, если варишься с родителями в собственном соку. Для меня первым учителем была моя бабушка, которая говорила: «Внучечка, учись всему! Умение за плечами не носить».

И действительно, все, чему научила меня мудрая бабушка, пригодилось в жизни. Вы к этому же приучаете своих гимназистов с особыми потребностями.

Мне тоже, как и вашим воспитанникам, в свое время очень повезло, потому что со второго класса я училась в 62-й школе Новороссийска. Чтобы мне было легче передвигаться по школе на костылях, мой класс даже перевели со второго этажа на первый. Ученики школы перестали видеть во мне инвалида, относились как к равной. Я стала участвовать в конкурсах, концертах. Позже возглавила редколлегию стенгазеты. В будущем мне все это очень помогло. В 50-летнем возрасте я устроилась экономистом в одну фирму, где работала на равных со всеми.

Я сейчас посмотрела на ваших деток и задалась вопросом: а какие у них диагнозы? Ведь врачи верно считают, что все наши болячки от нервной системы. Вы раскрепощаете детей. А если нет зажатости, нет комплексов, болезни преодолеваются.

Воспитать Человека

За деятельность в системе инклюзивного образования гимназия № 1 награждена золотой медалью Академии педагогических наук.

Но главная наша награда – дети, – подчерк-нула директор гимназии Татьяна Меркулова. – Четыре года назад один наш выпускник, когда его спросили, чем он собирается заниматься во взрослой жизни, ответил, что, получив высшее образование и начав работать, обязательно станет помогать детям-инвалидам, которые учатся в родной гимназии. Мы растим будущих меценатов. Наши дети готовы сопереживать и помогать ближнему. Мы – школа. А цель у каждой школы одна – воспитать достойного человека.

Маленькая, но очень важная деталь, на которой Татьяна Аветовна из скромности не делает акцента: все дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в гимназии бесплатно. Это обходится бюджету гимназии в очень серьезные затраты. Но не за счет родителей других детей. Помогают все – и городские власти, и депутаты, и крупные предприятия, и частные предприниматели. Многие родители, чьи дети уже окончили гимназию, продолжают помогать этому учебному заведению. Почему? В благодарность за добрые дела.

– Если бы каждая частная школа в крае взяла на обучение хотя бы по 10-15 таких детей, представляете, какую бы это принесло пользу обществу, государству! – как призыв к коллегам прозвучали на семинаре слова директора.

b86d1918870340db4e1bbe8f22d6c421.jpg

e4c376beabcd6446d1df29deb00e5729.jpg

f155c3072b5fc6da895cb88115197121.jpg

f5f91015efb4dded54ddf6922fe9826b.jpg

3208952832ea9ae432c2e7a74221e0d8.jpg

6626206273b1ef3dcbdc2907befff81d.jpg

297b7e3f1019b7cac197e76519f9c3d9.jpg

099c5bb070bcfaa96fe5937528d7dcce.jpg

13d1ba009ce2cd22b2043debe1623b6d.jpg

Евгений Рожанский

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ