Архив:

Обыкновенная жизнь сильного характера

Жизнь не стоит на месте: идет, течет, меняется... и здорово было бы, если б всегда только к лучшему, но, увы, и плохого в жизни каждого случается немало. Ведь жизнь — дорога со своими кочками и ухабами, поворотами и прямыми, кого-то крутит и вертит, как на детской карусели, кого-то выбрасывает внезапно на обочину, а кто-то мчит вперед на бешеной скорости.

Но как бы там ни было, жизнь все же можно подчинить своим желаниям и мечтам, правда, для этого надо знать, чего именно хочется от жизни, и быть человеком с по-настоящему сильным характером. Таким характером, при котором любое падение — лишь повод еще сильнее оттолкнуться от земли, чтобы подняться в полный рост и идти вперед...

Сильные люди — на вес золота, они способны изменить жизнь любого — близкого иль чужого — навсегда, именно такие люди вертят нашу планету, порой благодаря своему характеру, порой — вопреки, всем смертям назло.

Те, кто встречает таких людей на своем пути, везучие. Хотя случайностей в жизни не бывает, и, возможно, такие встречи не просто везение, а подарок судьбы.

Таким подарком под самый Новый год стала встреча с педагогом, ученым, переводчиком, журналистом Дмитрием Быковым. Он владеет английским, занимается с детьми-инвалидами, читает лекции студентам, в девяностые вел рубрику, посвященную обзору телевизионных передач, в «Вечернем Челябинске», в начале 2000-х по приглашению американских коллег читал лекции заокеанским студентам, несмотря на сильную загруженность, защитил кандидатскую диссертацию, подготовил докторскую... И может быть, не стоило бы и удивляться, ведь, как говорят, талантливый человек талантлив во всем, но есть одно «но». Со школьных лет Дмитрий Быков прикован к постели, а передвигаться может только в инвалидном кресле. Но когда есть крылья за спиной, силы притяжения не действуют.

Крутой поворот

Иногда жизнь заносит слишком сильно, делая крутой поворот. Вопрос лишь в том, удастся ли удержаться. И уж если сразу не убило, значит, дали шанс. И здесь важно понять, какой шанс, зачем, для чего.

Такой крутой поворот в жизни семьи Быковых случился, когда Дмитрий учился еще в школе. Однажды простые мальчишечьи шалости привели к серьезной травме позвоночника, диагноз поначалу прозвучал как приговор. Сейчас, вспоминая момент трагедии, мама Дмитрия Валентина Ивановна замечает: ситуация казалась безвыходной, руки опускались. Но... жизнь не закончилась, а значит, продолжается до сих пор.

— Существует теория гиперкомпенсации, — заметил Дмитрий, — это когда природа забирает что-то одно у человека и предоставляет совсем иные возможности для развития, движения вперед. Полностью никогда и ничто не уходит. Главное — понять, в чем на данный момент человек силен. Вот и нам пришлось разбираться, как же жить дальше. Со мной всегда рядом были родные и школьные друзья, с которыми общаемся до сих пор, хотя прошел уже не один десяток лет.

В 1984 году Дмитрий окончил школу. Тогда же, в 80-е, друг семьи посоветовал: нужно устраиваться на работу, все равно какую, главное — чтобы было официальное трудоустройство, как положено — с оформлением трудовой книжки.

— В те годы в Челябинске была картонажная фабрика, — вспоминает Валентина Ивановна, — производство было налажено так, что могли работать инвалиды. На семейном совете решили, что это самый верный вариант. И вся наша семья начала дружно клеить картон. Потом уже стали думать над профессией. Как вариант была журналистика, но опять же давний друг семьи Ирина Парфентьева, которая тогда работала корреспондентом «Вечерки», заметила, что журналиста, как ни крути, кормят ноги, поэтому в наших обстоятельствах профессия должна быть такой, которая поможет заработать на кусок хлеба, и посоветовала поступать на факультет иностранных языков Челябинского государственного педагогического университета.

Правда, в вуз Дмитрий поступил не сразу, поскольку обучение требовалось в щадящем режиме, а льготных условий при поступлении в высшие учебные заведения для инвалидов в 80-е годы советское законодательство не предусматривало. Лишь в конце осени 1989 года в Минобразования был подписан указ, в соответствии с которым высшее образование стало доступным и для людей с ограниченными возможностями.

— В 1990 году я поступил на иняз в педуниверситет, — вспоминает Дмитрий Быков. — В соответствии с новым законодательством на тот момент для меня была составлена индивидуальная программа обучения. Получил диплом, а в 1996 году поступил в аспирантуру, в 1998-м защитился.

Именно в середине 1990-х началось восхождение к профессиональным вершинам: работал по основной специальности — переводил тексты, чуть позже устроился в школу-интернат № 4 — учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Карьерный взлет

Говорят, от судьбы не уйти, уж если суждено чему-то случиться, оно произойдет вне зависимости от обстоятельств и желаний. А еще мечты имеют свойство сбываться. В середине 90-х в жизни Дмитрия случился еще один поворот: сбылась детская мечта — появилась возможность публиковаться на страницах «Вечернего Челябинска».

— В «Вечерке» работал дистанционно с 1996 года, — рассказал Дмитрий. — Тогда она выходила ежедневно, но мои материалы, посвященные обзору телевизионных передач на российском телевидении, печатались в еженедельной «толстушке». Кстати, это сейчас дистанционно легко работать: написал — отправил по электронной почте, а тогда не в каждом доме компьютеры были, поэтому было непросто: я писал, а мама переписывала и уносила тексты в редакцию. В 1998 году уволился. Но с журналистикой не попрощался. Стал писать, что называется, для души — на одной из интернет-страничек вел рубрику «Виртуальный Челябинск». Сейчас, кстати, тоже время от времени публикуюсь на различных интернет-порталах.

Но уже в эти годы серьезно занимался научной работой. Наука, по словам Дмитрия, всегда вызывала у него неподдельный интерес. В какой-то степени именно наука стала той тропинкой, которая привела к главному делу жизни на сегодняшний день — оказанию помощи детям-инвалидам.

В 2004 году Дмитрий Быков получил предложение поработать преподавателем во Флоридском государственном университете в США в качестве приглашенного профессора.

— Интересно было посмотреть, как там поставлена работа, особенно с инвалидами, — делится он впечатлениями. — Если честно, ехал, даже не зная, что к чему, лишь по прилете в Соединенные Штаты узнал, что пригласил меня один из самых, если так можно выразиться, крутых фондов Америки — фонд Фулбрайта. Он представляет собой программу образовательных грантов, которая основана еще в 1946 году сенатором США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом, а финансируется из Госдепартамента. Программа крайне интересная и полезная и приглашенным участникам, и самим американским вузам. Работал я на кафедре социальной работы. К слову, эта кафедра занимает 46-е место в мировом рейтинге, а сам Флоридский госуниверситет находится в районе 150-го места в мире. Для сравнения: МГУ примерно на 600-м месте в мировом рейтинге. При этом Флорида Стейт — скромный американский университет в городке Халакаси с населением 120 тысяч жителей, 60 тысяч из которых — студенты и порядка десяти тысяч — профессура. Одновременно со мной во Флоридском университете работали два нобелевских лауреата. Что касается отношения к людям с ограниченными возможностями, то для американцев инвалиды — обыкновенные люди, но при этом находящиеся под особым вниманием окружающих и государства. И это, на мой взгляд, правильная позиция.

Уже после возвращения на родину Дмитрий получил еще одно интересное предложение — поработать репортером для одного из канадских сайтов.

— Работа заключалась в том, что надо было регулярно отслеживать информационное пространство канадских сайтов, анализировать и создавать оригинальное наполнение для одного конкретного сайта Торонто. Попробовал — понравилось. Работа также была дистанционная, около года я там проработал.

Жизнь без ограничений

В настоящее время Дмитрий Быков работает методистом в муниципальном автономном учреждении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центрального района города Челябинска».

2013 год стал в какой-то степени юбилейным: 30 лет общего трудового стажа и 20 лет — педагогического. За плечами более 40 научных статей, четыре книги по вопросам социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями. Осенью прошлого года Дмитрий Быков стал лауреатом премии Законодательного собрания Челябинской области.

— Наверное, именно все эти достижения во многом помогают нам в жизни, несмотря ни на что, — заметила Валентина Ивановна. — Все это — результат колоссальной силы воли, единства нашей семьи, а также большой поддержки окружающих нас людей. Ощущения ограниченности в чем-то у нас нет, потому что для нас это обычная жизнь. Все это, возможно, помогает не только жить, но и покорять новые вершины.

Человеку свойственно отчаиваться, когда случается трагедия. Но, по мнению Дмитрия Быкова, безвыходных ситуаций не бывает.

— Ситуации бывают разные: кто-то от отчаяния спивается, а кто-то, наоборот, приобретает еще большее желание жить, приносить пользу. На самом деле можно много говорить красивых и пафосных слов, но они не нужны, таким отчаявшимся нужен показательный пример, они должны знать, что всегда можно чего-то добиться: если у тебя нет ног, можно работать головой и зарабатывать на кусок хлеба. Нельзя замыкаться на своих слабостях, нужно искать в себе сильные стороны. Я вообще не считаю свою жизнь какой-то другой, необычной, для меня, моей семьи это норма. Я — полноценный человек. Да, что-то в моей жизни идет иначе, чем у всех остальных, но ощущения ограниченности у меня нет.

Главное, по мнению семьи Быкова, — помогать людям, уметь отдавать, делиться знаниями, информацией.

— Вот, к примеру, выпустил адресный сборник организаций по ЛФК Челябинска, — добавил Дмитрий, — и лежал он у меня «мертвым грузом». В какой-то момент подумал: это же очень полезная информация для огромного количества людей, ведь порой человек элементарно не знает, куда обратиться за помощью. Я стал искать способы, чтобы поделиться данными, которые у меня есть. Позвонил в известную каждому челябинцу службу «Дубль Гис», и мне ответили, что готовы разместить эту информацию. Как результат — сейчас каждый родитель может найти в «Дубль Гис» всю информацию о детских садах и школах, где существуют специализированные группы, набор ребятишек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Есть задумка составить карту доступности Челябинска для инвалидов, на которой отметить все места, организации и учреждения, которые доступны, к примеру, для колясочников. Но пока не знаю, как эту идею воплотить в реальность, поскольку хочется сделать эту карту интерактивной, чтобы можно было добавлять в нее какие-то организации, возможно, оставлять отзывы, неплохо было бы привязать ее к какой-то поисковой системе. Хотелось бы найти единомышленников, готовых мне помочь, ведь для инвалидов, живущих в нашей области, наличие такой карты сильно облегчило бы жизнь. Что касается других планов на будущее, то они простые — продолжать жить!

Ирина Яббарова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ