В Нижнем Тагиле есть легендарная лошадь Маша, общение с которой радует особых детишек уже несколько лет. Теперь у Маши появилось весомое подкрепление. При содействии тагильских любителей книги с малышами будут работать собаки.
Общественная организация центральной городской библиотеки получила грант Благотворительного фонда «Синара» на проект «Лапа в ладошке». Он направлен на малышей с ДЦП, синдромом Дауна и задержкой психического развития. Методика разработана тагильским кинологом Юлией Бондарчук и предназначена для социальной адаптации особых детей. Первые занятия уже провели в одной из библиотек на Вагонке.
Ещё в двух филиалах центральной библиотеки на Гальянке дети из неполных или малообеспеченных семей будут читать собакам вслух и сочинять для них сказки. Это, по мнению библиотекарей, поможет развить технику чтения и преодолеть психоэмоциональные комплексы. Четвероногих слушателей поможет подобрать общественная организация «Надале», объединяющая заводчиков собак. К детям допустят только небольших, спокойных, умных собак со стабильной психикой. Их хозяев, которые выступят волонтёрами, предварительно проинструктируют, как работать с детьми. На деньги из гранта комнаты для этой программы оборудуют удобной мебелью, оформят и закупят книги. Занятия пройдут с марта по май и с сентября по ноябрь. Все занятия бесплатны.
А вот на Вагонке в библиотеке №6 на Басова собаки и дети проекта «Лапа в ладошке» – уже постоянные гости. В игровой комнате звонкий смех и весёлые голоса. Если не заходить туда, то можно и не догадаться, что внутри идёт какое-то особое занятие.
«Вы только обязательно напишите, чтобы все желающие, если кто-то ещё не знает, к нам приходили», – настоятельно просит заведующая библиотекой Зоя Шестакова, – «Это у нас обычная игровая комната. Для детей-инвалидов вот только стол регулирующийся, стульчик, сухой бассейн. 6 детей с разными диагнозами к нам ходят заниматься, причём, уже давно. Младшему нет трёх лет, старшей уже 17. А с марта Юля предложила нам занятия с собаками».
Юля – молодая худенькая женщина, кинолог, автор программы реабилитации детей-инвалидов через занятия с собаками.
- Я – профессиональный кинолог, 10 лет работаю в этой сфере. И с детства собачник, у меня это в крови. Получала дополнительное образование по специальности «Адаптивная физкультура». И пришла идея объединить эти знания. Канистерапия (один из видов лечения и реабилитации человека при помощи специально отобранных и обученных собак, прим. ред.) во всём мире развита. И даже в России есть волонтёры. Но у меня немного другое – физкультурно-кинологические занятия. Я стараюсь уделить много внимания физической нагрузке и давать кинологические знания. Чтобы ребёнок не только получал удовольствие от общения с собакой, но и пользу для мышечного корсета, новые различные знания. В реальной жизни мы сталкиваемся с бездомными животными и теми, у кого нерадивые хозяева. И умеем уже с ними себя вести. Любой ребёнок из моих подопечных может справиться с любой амуницией – ошейник, поводок. Умеет правильно кормить и играть с собакой. Все кинологические знания для комфортной жизни с животным и чрезвычайных ситуаций. Мы не делаем скидки на то, что дети с ограниченными возможностями. У нас нет цели кого-то пожалеть. Цель – улучшить качество жизни, дать возможность почувствовать себя полноценным членом общества. Эти дети любому здоровому человеку дадут фору в знаниях.
- Трудно работать с детьми-инвалидами?
- Не могу ответить на этот вопрос… Я не могу вспомнить вещи в жизни, которые были бы легки. То есть, если ты чем-то занимаешься, ты вкладываешь в это все силы. И это не ночной клуб, не дискотека. Это работа.
- Тогда почему ты это делаешь бесплатно?
- Моё убеждение, что за такие вещи должно платить государство. Я не представляю, как люди, которые и так находятся в трудной ситуации, будут ещё и обременены дополнительными оплатами. Нужны ещё программы, которые могли бы помогать таким нововведениям, но не из кармана родителей.
- А свои дети есть?
- Конечно.
- Сколько?
- Год и 10 месяцев, двойня.
- Так почему априори занятая мама двух здоровых детей вдруг решает найти себе такое занятие?
- Каждому человеку в определённый момент приходит мысль, что он живёт просто так. Ты идёшь на работу утром, уделяешь время семье, засыпаешь. И на этом твоя жизнь заканчивается. Но надо отдавать. То есть, если ты не отдаёшь, для меня это не правильно. Я даю то, что я могу. Если что-то умею, почему бы этим не поделиться?
- Собакам нравится такая работа?
- Они созданы, чтобы работать. Если не работают, у них появляются негативные реакции от ничегонеделания. Кипят мозги, портится психика. Животное должно работать. Как человек. Он работает – он подтянут, собран, хорошо работает мозг. Ложится на диван – появляются физические заболевания, мозг отключается. Собаки способны, хотят и должны работать. Даже когда не хотят.
Как раз в этот момент Юля вместе с одной из подопечных девочек натягивает пластиковые сиреневые кольца на морду большой овчарке. Собака не издаёт ни звука и даже не пытается увернуться. Всего в комнате три собаки – овчарка Гера, джек-рассел-терьер Дуся и фокстерьер Арчи.
«Дусю мы между собой шмыгой называем», – смеется Зоя Шестакова, – «Она тут кругами поначалу бегает. Да все они сначала всё облазят, обследуют территорию, в каждую дырку залезут, а потом успокаиваются».
Гера и Дуся – Юлины собаки, Арчи принадлежит волонтёру. Любой собачник может присоединиться к проекту, если его пёс пройдёт Юлины тесты на психическую устойчивость. Потом хозяину объяснят, как работать с детьми и допустят до занятий.
Лариса, девушка с синдромом Дауна, учится водить собаку на поводке. Они с Герой ходят по кругу, Лариса даёт команды. Юля поправляет в случае ошибки.
В это же время 14-летняя Лена с диагнозом ДЦП занимается с фокстерьером. Или он с ней. Худенькие ножки лены положили на табуретку. А она вместе с тренером даёт собаке команду барьер. Пёс прыгает – девочка смеётся. Там вообще смеются все присутствующие – кто в голос, кто – глазами. Настолько искренне радостных детей и взрослых редко приходится видеть.
«Очень интересно наблюдать, как у детей всё получается», – говорит Галина Горелова, мама Лены, – « И Лене тут весело и задорно. К концу занятия у неё ручки расслабляются».
А Лариса в этот момент проходит очередной круг с Герой, садится и гладит большую собаку по голове: «Как я тебя люблю, собачка», – приговаривает девушка, – «Ты моя сладкая. Я знаю, ты слышишь меня».
Источник: Все новости