Архив:

Мужской характер. Потеряв обе ноги, Валерий Перфилов нашел в себе силы продолжить активную жизнь

Страшный диагноз расколол его жизнь на две половины: «до» и «после». Но дружная семья, помощь близких, а также неиссякаемое чувство оптимизма помогли военному в отставке не упасть духом, не сдаться, а отыскать в этой жизни новые увлечения и верных друзей.

Душа в душу

Сначала все было, как в большинстве крепких советских семей: любящая жена, двое детей, интрересная работа... После службы в армии вернулся в ряды вооруженных сил – служил в ЦОКе, в техникуме командного пункта по обучению офицеров войск ПВО в отделе кадров, занимался личным делами как офицеров, так и солдат срочной службы. Получил звание «старший прапорщик»...

И командование, говорит, было довольно отношением к службе, и самому работа нравилась. Отслужил в армии ровно 25 лет, потом ушел в отставку.

На семейном фронте тоже все было как нельзя лучше. С Людмилой познакомились еще в детсадовском возрасте: жили в соседних подъездах, гуляли в одном дворе, учились в параллельных классах... Впрочем, в детстве крепкой дружбы, говорят, не было, у мальчишек своя компания, у девчонок — своя. Встретились, вспоминают, «на одной дорожке» только после выпускного. Но их любовь была проверена временем: срочную службу Валерий проходил в десантных войсках, был заброшен в Азербайджан. И только когда пришел из армии – сыграли свадьбу.

«Мне всегда очень хотелось дружной семьи», - признается Людмила. Так и получилось: родились двое детей – мальчик и девочка. Дочка пошла по стопам отца – служит старшим прапорщиком, сын выбрал творческую стезю.

В общем, говорят, жили хорошо, душа в душу...

Трагедия

Все началось три года назад с крохотного пятнышка на мизинце. Да еще Людмила заметила, что Валерий стал медленно ходить, спросила, не болят ли ноги...

Когда пошли к хирургу, доктора поставили диагноз: атеросклероз сосудов. Констатировали — то ли от курения, то ли из-за наследственности... Надо сказать, о плохих сосудах Валерия Перфиловы знали заранее: в сорок лет, прямо на работе у Валерия случился инфаркт. Но тогда все обошлось, и здоровье восстановилось, и службу продолжил. Только врачи велели беречь себя, не волноваться и почаще ездить в санатории...

А сейчас вердикт докторов был однозначен: оперировать. Тогда, мол, удастся спасти хотя бы часть ноги. Валерий одну за другой мужественно перенес три операции. Но шунтирование не помогло.

Болезнь быстро прогрессировала.

Через год он потерял обе ноги...

- Все произошло настолько неожиданно, - качает головой Валерий, - что даже не осознавал сначала. Утром много раз пытался вскочить с кровати и пойти. «Ты же без ног», - напоминали соседи по палате. Только тогда я об этом вспоминал... Долго не мог это принять...

В первое время, говорит, накатила сильнейшая депрессия. Потом подумал: ноги все равно уже не вернешь, а жить дальше надо. Значит нужно приспосабливаться.

- Людмила очень заботилась обо мне, - нежно говорит Валерий. - сноха, сын тоже огромную заботу проявляют. Но стараюсь преодолевать трудности все-таки сам. Большую помощь в этом сослужила моя армейская закалка.

Надежда

«Надежда» в их жизни появилась неожиданно. Так называется владимирское общество инвалидов-опорников. Его бессменная руководительница Валентина Дьяченко откуда-то узнала телефон Перфиловых и позвонила, чтобы пригласить Валерия и Людмилу стать членами организации. Причем, вспоминают супруги, огорошила с первых минут: «Будьте готовы к тому, что мы везде станем двигаться, а не лежать на постели!»

- Я никогда не думал, что такое возможно – без ног продолжать активную жизнь, - пожимает плечами Валерий.

Тем не менее так и вышло. Скучать своим подопечным руководители «Надежды» не дают. Ну и что же, что колясочник? У нас кружок есть, где колясочников учат танцевать. Попробуй свои силы!

- Я в молодости неплохой был танцор, - улыбается Валерий, - танцевал на всех вечерах в Доме офицеров. Пошел в этот кружок, пробовал потанцевать... И даже у меня получилось. Правда, коляска «для танцев» должна быть облегченная или спортивная, а у меня — комнатная, немного трудновато на ней. Но однажды на Новый год, когда заиграла музыка, такое настроение веселое появилось, что я даже станцевал экспромтом вальс...

А еще Валерий вспомнил, что во время армейской службы частенько сдавали нормативы: зимой — на лыжах, летом — кросс на три километра и километр, метание гранаты.

- Как сейчас помню, - загорается он. - Сначала была лыжная гонка на 10 километров. Норматив – 53 минуты. Я укладывался за 51 минуту. В субботу «десятка», а на другой день, в воскресенье еще 5 километров – лыжная эстафета. А в понедельник, как положено, выходили на службу. И были очень радостные и довольные, веселые и бодрые... Я вспомнил все эти забеги и решил заняться кроссами. Не лежать же, в самом деле, на постели с утра до вечера!

Победа

Каждый год летом на стадионе «Лыбедь» общество инвалидов организует городской день физкультурника. Люди с ограниченными возможностями не только соревнуются в различных видах спорта, но и играют в спортивные игры. А апофеозом является кросс на 800 метров.

В минувшем году Валерий впервые попробовал свои силы в кроссе. Упорство характера и военная закалка сделали свое дело: Перфилов занял первое место и получил переходящий приз - «позолоченный» кубок. Коляска была все та же, комнатная, для улицы не приспособлена, но смог победить даже на ней: упорно сжал зубы и двигался к цели, не давая себе ни минуты для отдыха, как когда-то на «десятках» при сдаче армейских нормативов. Это, говорит он, была не только победа в кроссе, но и победа над самим собой, над болезнью.

- Я была поражена, что люди, которые победили болезнь, стремятся показать себя, выехать из дома, стремятся если не к победе, то хотя бы обязательно поучаствовать, - говорит Людмила Перфилова. - Я подбадриваю их на стадионе. Я смотрю на их лица и поражаюсь, и восхищаюсь одновременно. Стараюсь найти для каждого теплое слово, поддержать...

Они всегда вместе, и в горе, и в радости. Жизнь «Надежды» тесно переплелась с жизнью Перфиловых. Людмила не только сопровождает супруга на различные мероприятия, которые организует неутомимая Валентина Дьяченко, но и сама в них активно участвует.

Я просто «приклеилась» к этой организации, душой болею за всех, - признается Людмила. - Я как будто окунаюсь в такой мир, как в детстве: на стадионах, на природе у костра приходят воспоминания о юности, мне это очень нравится. За городом бывает так хорошо.

Кроме дней физкультурника, члены «Надежды» весной, летом и осенью выезжают за город - на природу. И не просто посидеть у костра и спеть песни под гитару, а проводят целые тематические праздники.

Один из последних – «Робинзонада».

- Все мы были Робинзоны, - смеясь вспоминает Людмила. - Каждый придумывал костюм. Валерий был туристом в бумажном костюме с рок-музыкантами, а я – инспектором природы в короне с животными...

На день Победы, на День города члены «Надежды» стараются выехать все вместе, дружной колонной. Только областным центром не ограничиваются – побывали с автобусными экскурсиями во многих районных городах. Не оставляют своим вниманием и столицу: посетили Малый театр, многие музеи.

- Больше всего мне запомнился концерт Варвары, - признается Валерий. - Такие задушевные песни она пела, а потом каждому подарок сделала – одеяло и подушку.

За активное участие в организации «Надежда» в декабре минувшего года он был удостоен премии «Доброта. Доверие. Достоинство» от владимирской городской администрации.

Трудности преодолимы

Очень хотелось закончить эту статью на мажорной ноте, но неправильно будет написать, что все, мол, у колясочников отлично: и танцуют, и поют, и живут душа в душу. И это не только проблемы семьи Перфиловых, они касаются всех людей, чье передвижение ограничено. О том, насколько трудно жить в городе, который так мало приспособлен для людей с ограниченными возможностями, знают, пожалуй лишь те, кто с этими трудностями сталкивается ежедневно. Это и пресловутое отсутствие «съездов» для коляски через поребрики, и разбитые дороги, и магазины, в большинство которых не попасть из-за отсутствия пандусов. Не говоря уже о музеях или ресторанах...

О трудностях Перфиловы говорить не любят, справляться со всеми стараются сами. Но есть у семьи и «личные» трудности. Дело в том, что живет Валерий на десятом этаже, а лифт едет только до девятого. Спускаться и подниматься на два лестничных пролета приходится только с чужой помощью.

Когда Валерия и Людмилу зовут на мероприятия «Надежды», помогают, говорят, курсанты ВЮИ: спускают коляску с 10-го этажа, потом сажают в машину, которая предназначена специально для колясочников.

А вот если самому куда-нибудь понадобиться выйти из дома, начинаются проблемы. Как человеку без ног преодолеть два пролета с десятого до девятого этажа и один пролет на первом?

- Сделать съезды для коляски нам неоднократно обещали, - говорит Валерий, - даже приходили и замеры делали. Сами ступеньки у нас в подъезде высокие, угол наклона такой, что трудно было бы самому наверх заехать, а проходы узкие... Обещали, конечно, «придумать что-нибудь». Да воз и ныне там...

- Однажды, - вспоминает Людмила, - была такая ситуация, когда обязательно надо было нам поехать, и вместе с Валерием. Во все двери позвонила, никого нет... И дома была только соседка, которая после инсульта. Я подумала: а что же я – не такая сильная? Я снесу, а она поможет. Но никак у нас не получилось... И как быть? На пятой точке спускаться?.. Рассматривали, конечно, вариант с обменом. Но переезд на первый этаж — это доплаты...

- Когда едешь куда-нибудь на коляске, удручают не только разбитые дороги — каждую ямку на себе чувствуешь, - добавляет Валерий, - сколько отношение водителей: машины едут навстречу – ни одна не пропустит, хотя видят коляску... Как-то ездили мы в банк, надо было пластиковую карточку поменять, а для этого необходима личная подпись. Вот там было все отлично, удобный подъезд, двери автоматически открываются. Красота! Везде бы так было!..

Аннета Татарникова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ