Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Они не такие как все. И в этом их преимущество

ПУ № 80 - одно из очень немногих учебных заведений России, где инвалиды по слуху могут получить специальность. Поэтому здесь обучаются юноши и девушки не только из Петербурга и области, но и из многих других городов. Через два года они становятся слесарями по ремонту автомобилей, портными или столярами мебельного производства. Причем последние полгода учебы отводятся на преддипломную практику, после которой ребята обычно остаются работать на тех предприятиях, где ее проходили и где, соответственно, их знают. Такая тенденция не случайна...

К сожалению, в нашей стране наличие у соискателя физического недостатка автоматически заключает его в категорию «не такой как все», к таким людям работодатель (как, впрочем, и общество в целом) традиционно относится с опаской. Морализаторство как способ борьбы за права людей с ограниченными физическими возможностями малоэффективно. Куда действеннее знакомство... Давайте посмотрим, кто он, этот инвалид, которому могут отказать на собеседовании?..

Допустим, он живет под Выборгом. Ему 18 лет, он только-только получил неполное среднее образование: в специализированных школах для инвалидов по слуху обучение растягивается на 10-12 лет (в зависимости от способностей ребенка). Дело в том, что патологии органов чувств нередко являются следствием других заболеваний, которые могут сказываться в том числе и на интеллектуальных способностях.

Узнав о ПУ № 80, парень не раздумывает: его цель - заработать на кусок хлеба. А то что выбор профессий невелик, для него не так уж важно. Это, знаете, как в советское время: люди приходили в магазин, и если «выбрасывали» сыр, они, не задумываясь, какого он сорта, покупали. И были счастливы...

Для инвалидов по слуху в ПУ № 80 нет экзаменов. На собеседовании выясняется только одно: может ли человек стать профессионалом по состоянию здоровья. Причем преподаватели просят абитуриентов и их родителей не стараться скрыть сопутствующие глухоте заболевания. Если у человека, допустим, ДЦП и, как следствие, проблемы с позвоночником, работать автослесарем он при всем желании не сможет. Но столяром вполне. Словом, если есть возможность инвалида обучить, его обязательно возьмут. Не на одну специальность, так на другую.

А что касается выбора самих абитуриентов, то он, как правило, обусловлен лишь шансами на трудоустройство по профессии. Вот мечтал наш герой стать слесарем по ремонту автомобилей, но через месяц обучения выяснил, что там, где он живет, можно устроиться только на мебельное производство. И без колебаний со своей мечтой расстался - попросил перевести его в группу столяров...

Каждый день юноша встает в 5 утра, но лишь в 9.30 поспевает в училище, то есть через полчаса после начала занятий. Но зная, откуда он добирается, преподаватели идут навстречу. Не могут не пойти: ведь хотя этот парень может делать домашние задания только в электричке, к каждому дню он готов идеально. Преподаватели ПУ № 80 констатируют: мотивация к освоению будущей профессии у девушек и ребят специальных групп училища огромная.

- Глухому человеку приходится всю жизнь доказывать, что он не хуже остальных, - уверена сурдопереводчик будущих автослесарей и портных Надежда НЕХАЕВА. - На самом же деле они обычно лучше. Половина инвалидов на выходе из училища имеют не стандартный третий разряд, а четвертый. И когда ты видишь, что человек горит огромным желанием получить профессию, когда понимаешь, насколько это ему необходимо, все для него сделаешь!

Ей вторит мастер производственного обучения слесарей по ремонту автомобилей Валерий ВОЛКОВ:

- Раньше я работал со здоровыми людьми, - говорит он. - Но мне легче с ребятами-инвалидами - у них больше заинтересованность в результате.

С первого курса учащиеся инвалиды начинают выполнять реальную работу. Есть возможность заработать или сделать что-то полезное для себя: портные шьют себе одежду, столяры делают мебель, некоторые автослесари, купив дряхлый автомобильчик, доводят его до ума. Когда же наступает время преддипломной практики, кое-кто из слесарей зарабатывает уже по 20 тысяч, а закончив училище, все 50. У портных финансовые перспективы, правда, несколько похуже. Зато есть возможность для дальнейшего обучения в вузе.

- У нас заключен договор с Государственной академией сервиса и экономики, - объясняет заместитель директора по воспитательной работе ПУ № 80 Елена ШТЫКОВА. - И многие наши девочки с помощью сурдопереводчиков продолжают заниматься там по специальности, становятся закройщицами или технологами. Вообще, все наши выпускники находят после окончания работу по специальности. Они цепляются за место, где проходят практику, потому что это Шанс. Они не бегают курить! Они занимают первые места на профессиональных конкурсах! Они ответственнее здоровых людей! Поэтому сейчас, в кризис, здоровых увольняют, а наших - нет!

Василий Тахистов

Источник: vacansia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ