Архив:

Инвалиды сами должны заявлять о своих правах

В апреле в посольстве США в Москве прошла встреча российских представителей третьего сектора с директором департамента по делам социальной защиты федерального округа Колумбия Джудит Хьюман. Г-жа Хьюман рассказала коллегам о создании условий для включения инвалидов в жизнь общества в Соединенных Штатах и ответила на вопросы.

Вне закона

За последние полвека отношение к инвалидам во многих странах кардинально изменилось, констатировала Джудит Хьюман. Тема создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями начала подниматься в США и странах Европы после окончания Второй мировой войны, когда домой вернулись люди, получившие физические увечья на фронте. Параллельно в США зародилось движение родителей детей-инвалидов, которые добивались того, чтобы их дети могли посещать обычные школы. Тогда еще не было федеральных законов, обеспечивающих равный доступ к образованию. В некоторых штатах, правда, были законы, устанавливающие стандарты образования для детей с ограниченными возможностями, но эти стандарты были ниже, чем для остальных детей. По мнению Джудит Хьюман, основная проблема всех детей-инвалидов - вынужденная изоляция от общества, основную часть своей жизни они проводят дома. Рано или поздно каждый такой ребенок начинает задавать себе вопросы: «Кто я такой?», «Чего я стою на самом деле?», «В чем моя ценность?».

- Я - инвалид детства, - сказала Хьюман. Я была первым ребенком в семье иммигрантов. Они не знали никого, кто сталкивался бы с подобной проблемой, так же как не знали, куда обратиться за помощью или хотя бы за советом. Это было в Нью-Йорке, мы жили тогда в Бруклине. Когда мне исполнилось пять лет, мать отвела меня в школу. Но директор школы заявил, что я не могу ходить на занятия, потому что я инвалид. Я сильно расстроилась, но директор сказал: не переживай, мы будем присылать тебе учителей на дом. Но дети каждый день проводили в школе по 6 часов, а с Джудит учитель занимался в общей сложности всего 2,5 часа в неделю.
- Я считаю, что мне очень повезло, потому что я дружила с соседскими ребятами, - считает Хьюман. - И когда они приходили из школы, я могла с ними общаться.

Борьба за права инвалидов

Джудит пошла в школу, когда ей исполнилось 9 лет.

- Я не могла посещать обычную школу, которая была в пяти минутах ходьбы от моего дома, - вспоминает она. - Я ходила в коррекционную школу. Вообще-то это была обычная школа, в подвале которой оборудовали специальные классы для детей-инвалидов и построили пандус для тех, кто, как и я, передвигались на коляске. С детьми из «верхней» школы мы практически не пересекались.

Джудит уезжала из дома около семи утра на школьном автобусе, который еще долго катался по району, собирая других детей-инвалидов. Уроки начинались в 9 утра и заканчивались через 2 часа, в 11. Программа была значительно слабее той, которая давалась в обычной школе. Никаких стандартов специального образования для детей-инвалидов не было, и учителя ориентировались на свои вкусы и предпочтения.

В те времена в Америке школьное образование делилось на несколько ступеней. После 6-го класса (что-то среднее между начальным и неполным средним образованием по советской классификации 60-х годов) ребята, которые хотели учиться дальше, переходили в старшие классы. А для детей-инвалидов образование на этой ступени обычно заканчивалось.

Родители Джудит и других детей-инвалидов хотели, чтобы они учились в старших классах. Чиновники департамента образования сначала твердили, что это невозможно. Потом смягчились, и разрешили пройти программу средней школы, но только на дому. Однако родителей это не устроило. Они обратились в высшие инстанции и потребовали, чтобы школы, в которых были старшие классы, были доступны для детей-инвалидов, чтобы им была обеспечена доставка до школы и необходимая поддержка в самой школе. Многие родители тогда обратились в суд и выиграли.

- Я была в числе первой группы детей-инвалидов, которые пошли учиться в старшие классы, - говорит Джудит Хьюман.

- Хотя к тому времени федерального закона против дискриминации инвалидов в США еще не было, мы начали создавать организации инвалидов, в которых руководителями были люди с ограниченными возможностями, - вспоминает Джудит Хьюман. - В те годы, например, появилась ассоциации глухих и слепых, которыми управляли неслышащие и незрячие.

Кроме того, стали появляться организации, которые занимались не одним видом инвалидности, а сразу несколькими. И это помогало сообща бороться за гражданские права инвалидов.

Первые успехи

Только в 1973 году в США появился первый законодательный акт, затрагивающий эту тему. Пункт 504 закона о реабилитации стал поворотным моментом грядущих перемен. В 1975 году появился полноценный закон об образовании для лиц с инвалидностью. Кстати, принимая его, Конгресс США обнаружил, что в Соединенных Штатах больше восьми миллионов детей-инвалидов, свыше половины из них не получали соответствующих услуг в сфере образования, а около миллиона - вообще не ходили в школу.

Закон об образовании для лиц с инвалидностью гарантировал учащимся с инвалидностью доступ к бесплатному государственному образованию с минимальными ограничениями. По закону школьные округа должны разрабатывать учебные программы с учетом способностей учащихся, приспосабливая их к потребностям каждого ребенка с инвалидностью.

Закон об образовании имел чрезвычайно большое значение - он открыл двери школ для детей с инвалидностью и ввел ряд защитных процедур, регулирующих специальное образование. В него потом вносились многочисленные поправки по разным вопросам. Благодаря школьным программам, разработанным в соответствии с этим законом, миллионы учащихся с инвалидностью получили образование, которое так нужно им, чтобы стать полноправными членами общества. Сегодня дошкольники с инвалидностью уже в раннем возрасте получают от государства помощь, которая с самого начала помогает им развиваться в правильном направлении. Дети-инвалиды посещают дошкольные учреждения и школы по месту жительства вместе со своими братьями и сестрами. У них есть возможность заниматься спортом и участвовать в факультативных кружках и мероприятиях. Окончив школу, они часто способны работать, платить налоги и вносить свой вклад в развитие общества.

Закон об образовании для лиц с инвалидностью в корне изменил и роль государства в отношении проблем инвалидности. Оно уже не выполняет функцию опекуна над немощными гражданами, а обеспечивает им доступ к образованию, давая таким образом возможность осваивать навыки, необходимые для обеспечения своих потребностей и полноценного участия в жизни общества.

Чем лучше образование, тем быстрее движение вперед

По мнению Джудит Хьюман, это перемены стали возможны потому, что в 60-е годы появлялось все больше инвалидов, которые сначала смогли получить среднее образование, потом закончить университет. Эти люди с ограниченными возможностями всему миру показывали, что чем лучше образована группа населения, тем больше она продвигается вперед. Это лишний раз доказывает, насколько важно, чтобы все дети получали хорошее образование, в том числе и дети-инвалиды.

В последнее время в США было принято большое количество федеральных законов и законов на уровне штатов, которые связаны с образованием, доступностью жилья и транспорта, трудоустройством инвалидов. Инфраструктура - дома, автобусы, тротуары, поезда - стала в основном доступна для инвалидов. Если человек сталкивается, например, с тем, что городской автобус не оборудован площадкой для въезда инвалидной коляски, он может подать в суд на транспортную компанию и выиграет процесс.

- Ситуация менялась у меня на глазах, - говорит Джудит Хьюман. - Я помню время, когда вообще не было автобусов, доступных для инвалидов, а сегодня весь общественный транспорт приспособлен для проезда людей с ограниченными возможностями.

- Не хочу рисовать розовую картинку, - продолжает г-жа Хьюман. - И в нашей стране есть зоны, где еще существуют проблемы. Основная из них - трудоустройство. Но и здесь наметились позитивные сдвиги. В этом году федеральное правительство наконец стало собирать информацию об уровне безработицы среди инвалидов. Статистика, которая стала появляться с февраля 2009 года, показывает, что уровень безработицы среди инвалидов в два раза выше, чем среди остальных людей.

Изменение отношения к инвалидам в обществе за последние десятилетия произошли не только в США. Подобные процессы происходили в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, европейских странах. Чтобы включить инвалидов в жизнь, их надо включить в какую-то деятельность, которая для них имеет значение. Это и всевозможные программы, и тренинги... Подходов очень много. Но прежде всего сами инвалиды должны заявлять о своих правах, и тогда ситуация резко изменится.
- В России проблема инвалидов, и в частности детей с ограниченными возможностями, очень похожа на ту, что была в США до 1975 года, - считает Джудит Хьюман. - Вам еще предстоит организовать родителей детей-инвалидов, а правительству проконтролировать, чтобы право молодых людей с ограниченными возможностями на образование соблюдалось на практике. Думаю, тот факт, что Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, хотя еще и не ратифицировала ее, создает для этого хорошие возможности.

Наша справка. Джудит Хьюман - общественный деятель, занимающийся защитой прав человека и отстаивающий права людей с инвалидностью более 30 лет.
В 1970-х годах Джудит стояла у истоков движения за права людей с инвалидностью и добилась значительных успехов.

С 1993-го по 2001 год г-жа Хьюман работала в администрации президента Клинтона помощником секретаря отдела специального образования и реабилитационных услуг в департаменте образования. Она отвечала за внедрение законодательства на национальном уровне в программах специального образования, исследования вопросов инвалидности, трудовой реабилитации и независимой жизни, в которые вовлечено более восьми миллионов американцев с инвалидностью.

С июня 2002 по 2006 год Хьюман занимала должность советника в сфере защиты прав и интересов людей с инвалидностью по программам и социальным проектам Всемирного банка.

В настоящее время Джудит занимает должность директора департамента социальной защиты федерального округа Колумбия (США), в ее ведении находится отдел инвалидности, связанной с нарушениями развития, и отдел реабилитационных услуг.

Геннадий Шалаев, Агентство социальной информации

Фото: РООИ "Перспектива"