Архив:

Социальное обслуживание в России: перезагрузка

На дополнительном пленарном заседании 23 декабря Госдума приняла базовый закон о социальном попечении. Полномочия по соцподдержке льготников переложат на регионы. При этом в новую систему господдержки “войдут” почти все многодетные бедные семьи и родители-одиночки. Новый закон “Об основах социального обслуживания населения” предполагает переходный период - весь 2014 год, в течение которого Центр разработает необходимые подзаконные акты, а в регионах “обкатают” подходы к соцпомощи...

Hовый закон различает два главных элемента системы соцобслуживания населения: государственная социальная помощь и социальное обслуживание. Социальная госпомощь, по мысли разработчиков, это обязательные платежи государства льготникам; она включает все меры по предоставлению соцгарантий в денежной форме - в виде выплат и пособий. А соцобслуживание относится к сфере услуг, которые могут предоставляться не только государством и быть платными. Эта область затрагивает льготников, попавших в тяжелую жизненную ситуацию либо утративших здоровье - им органы соцзащиты населения либо “социальные НКО” должны оказывать прямые услуги, “не деньгами”. Их главная задача - “профилактика трудных жизненных ситуаций и условий”. То есть “максимально продлевать пребывание в привычной среде”, а не класть потерявшего здоровье в стационар или “залечивать” его в клинике. Льготник должен получать все соцуслуги на дому (после того как походит по “инстанциям” и подтвердит свои права).

Сегодня обслуживание льготников на дому предполагает доставку продуктов питания, уборку жилища, оказание минимальных медуслуг “недееспособным” (прежде всего престарелым и инвалидам) и потерявшим здоровье (в том числе временно) вследствие тяжелого заболевания или травмы. Последние две категории “получателей соцуслуг” одновременно являются и основным контингентом стационаров.

Свое право на соцобслуживание придется доказывать справками, подтверждающими, что претенденту на самом деле требуется бесплатная соцподдержка. “Среднедушевой” доход нуждающегося (по проекту, определяется с учетом доходов всех членов семьи, в том числе пенсионеров) не должен быть выше полутора прожиточных минимумов в соответствующем регионе. (В изначальном варианте правительство предлагало ограничиться одним минимумом.) Занижать этот предел регионы не имеют права - напротив, могут установить более высокий (если народ любят и денег много) - но исключительно за свой счет.

Прочие категории нуждающихся в соцобслуживании (на дому, в “амбулаторной” или стационарной форме) станут за него платить полностью либо частично. Критериями для “ставки” будет стоимость выбранных претендентом соцуслуг и размер его дохода. Детали определят опять-таки в регионе. Если соцуслуги пациент получает в стационаре, плата за них не может превышать 75% доходов нуждающегося. Закон распространяется не только на россиян, но и на иностранцев, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, беженцев. А также на осуществляющих соцобслуживание юрлиц (независимо от их организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей.

В результате, по мнению экспертов, в том числе специалистов правового управления аппарата Госдумы, на полное бесплатное соцобслуживание от государства смогут претендовать лишь несовершеннолетние и пострадавших в ЧС и войнах (которых “у нас нет” - есть вооруженные столкновения). Это, как выражаются чиновники Минтруда, “остается федеральным обязательством”.

В отличие от обеспечения пенсионеров, например. (После второго чтения проекта “федеральными получателями” соцуслуг не будут ни бомжи, ни одинокие инвалиды, ни безработные. Одновременно право на пакет соцуслуг “от Центра” даровали всем несовершеннолетним. Тогда как в первом варианте проекта планировалось полностью “социально обслуживать” только сирот.) Точно определить и “ранжировать” прочие категории получателей услуг (кто больше платит, кто меньше) должны региональные власти - и поддерживать их из своего бюджета.

По новому закону претендовать на пакет соцуслуг от государства сможет гражданин, утративший возможность самообслуживания (временно, полностью или частично), если в семье есть инвалиды, в их числе дети, требующие постоянного ухода. Кроме того, получателями соцуслуг станут бомжи и безработные. А также семьи, в которых у детей проблемы с социальной адаптацией, либо они остаются без попечения (в том числе временно). Поводом для признания семьи “проблемной” будет наличие в ней конфликта, основанного на алкогольной или наркотической зависимости хотя бы одного из членов семьи. “Проблемными” смогут признать и семьи “лудоманов” (страдающих игровой зависимостью) - в гражданское законодательство вносятся поправки, облегчающие признание игромана ограниченно дееспособным. “Конфликтные семьи” получат право на “социальное сопровождение” членов, которые страдают от нехватки заботы и внимания. Признавать их таковыми будут по “сигналам” надзорных госорганов, получивших расширенные полномочия.

Положения закона, касающиеся “соцсопровождения”, вызвали протесты консервативных кругов, прежде всего церковных, а также “традиционалистских” общественных организаций. По поводу норм проекта о возможности установить над любой семьей социальное сопровождение высказывались опасения, что эта “услуга” может быть навязана той семье, которую “опека” признает “проблемной” и “конфликтной”. А затем повлечь и принудительные меры к “нерадивым” родителям вплоть до ограничения родительских прав. Тем более что по проекту семья, попавшая - временно - в трудную жизненную ситуацию (отец остался без работы и т.п.), фактически приравнивалась к семье, находящейся в социально опасном положении (перманентно бедствуют или ведут асоциальный образ жизни). На эти протесты пришлось отвечать главе профильного думского комитета по труду Андрею Исаеву.

Как уточнил Исаев, главным в новой системе соцобслуживания станет принцип добровольности. “Обслуживание основывается на заявительном принципе, - сообщил Исаев. - И предоставление услуг, и отказ от них возможны только на основании волеизъявления получателя”. По словам Исаева, этот подход характерен для всех статей проекта, и это “исключает вмешательство государства в частную жизнь семьи, использование принудительных мер или назначение каких-либо обязательных условий”. А принятые во втором чтении поправки призваны скорректировать механизмы предоставления соцуслуг так,  чтобы исключить постороннее вмешательство (в том числе государства) “во внутренние дела семьи с детьми”.

Мнение

Галина Карелова, первый зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов (“ЕР”):

- Законопроект призван сформировать новую систему соцобслуживания, основанную на четких стандартах. Документ прошел строгий общественный контроль, его обсуждение продолжалось весь год, в нем участвовало множество общественных организаций, экспертов, соцработников. Рабочая группа, созданная для корректировки законопроекта, провела огромную работу, рассмотрев сотни поправок, по которым в большинстве случаев удалось достичь согласия. В результате изначальный вариант документа, внесенный правительством, значительно улучшился, в него включено более 50 поправок, в том числе принципиального характера. По сравнению с проектом, внесенным в Госдуму, в окончательном варианте расширены и более четко прописаны права и полномочия федеральных госорганов, уточнены полномочия региональных властей в сфере социального обслуживания. Исправлена одна из наиболее бурно обсуждавшихся новаций - определение оснований для признания гражданина нуждающимся в соцобслуживании. Прежде основанием предлагалось считать “трудную жизненную ситуацию”. Но это понятие давало простор для произвольного толкования и на практике в большинстве случаев означало временность мер соцпомощи. Но мы знаем, что ряд категорий “льготников” (пожилые и одинокие, инвалиды) нуждаются в соцпомощи постоянно. В итоге по новому закону основанием станет наличие обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина (ограничивают его возможности). Список таких обстоятельств перечислен - этому посвящена отдельная статья.

Таким образом, благодаря закону соцподдержка должна стать более адресной и действенной. Помимо этого, в документе более ясно установлено, кому такие услуги обязаны оказывать бесплатно даже тогда, когда этим занимаются негосударственные организации. Благодаря деятельности общественников и депутатов в рабочей группе был изменен один из важнейших критериев, определяющих право на бесплатное получение соуслуг. Согласно изначальному варианту, на бесплатные соцуслуги могли претендовать граждане, чей уровень дохода ниже одного прожиточного минимума в субъекте РФ. А по новым правилам их станут оказывать тем, чей среднедушевой доход ниже полутора прожиточных минимумов. Отдельно прописано, что несовершеннолетним и пострадавшим от ЧС и вооруженных конфликтов соцуслуги во всех формах будут оказываться бесплатно. В проект внесены переходные нормы на 2014 год, по которым недопустимо ухудшать действующие сейчас условия предоставления соцуслуг гражданам. Контроль за их оказанием станет более жестким, причем не только государственным, но и общественным. Это даст дополнительные возможности к отслеживанию качества услуг и пресечению злоупотреблений.

Вадим Барабанов

Источник: СолидАрность

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ