В последнее время регион стал преображаться: появились пандусы, обустраиваются остановочные комплексы. Один из ярких примеров – опыт Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького. Перечень преобразований, превращающих ее в действительно доступную среду, велик.
В 1997 году жизнь Ангелины Саковой изменилась. После полученной черепно-мозговой травмы сделать несколько шагов без сопровождения ей уже невозможно. Но Ангелина смогла сохранить свои интересы, увлечения, желание общаться. Муж во всем поддерживает ее. Интернет позволяет не прерывать разговор с друзьями. «Я – домашний человек», – констатирует Ангелина. Тем не менее она не замкнулась в четырех стенах. Поступила в институт, с помощью других людей посещала занятия. А учеба предполагает знакомство с различной литературой. «Сейчас многие пишут дипломы по Интернету. Но ведь это не так эффективно, как по книгам», – говорит Ангелина.
Узнала о том, что Горьковка доставляет инвалидам книги на дом, обратилась туда. И вот уже 6 лет продолжается ее дружба с библиотекой. Надежда Шишкина, отвечающая за доставку книг, два раза в месяц приезжает, выполняя очередной заказ. Если нужно какое-то редкое издание – ищут и его.
И вот учеба позади, а впереди еще столько открытий. Из библиотеки постоянно звонят, чтобы пригласить на выставки (и не только в качестве зрителя, но и участника), творческие встречи, презентации. И если предложение для Ангелины интересно, спецтранспорт приезжает за ней. Поездка – целое событие, которое надолго остается в памяти.
***
Для того чтобы как можно больше людей могли пользоваться услугами библиотеки, получать образование, общаться, реализовывать свои творческие способности, коллектив Горьковки осуществляет целый ряд преобразований, подтверждая, что каждый читатель здесь – желанный.
Сложно коренным образом перепланировать здание, построенное в 1954 году и имеющее статус памятника архитектуры. Но как тогда адаптировать внешнее и внутреннее пространство библиотеки к потребностям читателей с ограниченными физическими возможностями? Помогают в этом современная техника и новая организация работы. Цель – выявить и устранить те неудобства и барьеры, которые для инвалидов иногда становятся непреодолимыми препятствиями (ширина дверных проемов, скользкие полы, пороги, рассредоточение услуг и ресурсов по разным этажам, размещение важной информации на высоте, удобной здоровому человеку, но никак не колясочнику).
Первым шагом стала услуга, пользующаяся большой популярностью у читателей, – доставка книг на дом. Сотрудники абонемента по телефону 32 16 09 или электронной почте принимают заказ. Поиск нужного издания ведется не только в абонементе, но и в других отделах, и даже в других библиотеках через систему межбиблиотечного абонемента (МБА). Книги могут дойти до читателя из разных уголков России. Их доставят на автомобиле библиотеки в удобное время. Надежда Шишкина, ведущий библиотекарь абонемента, курирующий обслуживание на дому, хорошо изучила вкусы своих читателей, их интересы. Доставка литературы – это не просто курьерская работа, это постоянное живое общение с людьми.
Полезная и интересная информация может идти по электронной почте, через сайт библиотеки (http://www.tverlib.ru/). Главная часть сайта переведена на спецрежим для людей с ослабленным зрением. Здесь можно самостоятельно проверить наличие нужной книги по электронному каталогу, ознакомиться с текстами редких краеведческих изданий электронной коллекции «Древняя Тверская земля», интернет-проектами библиотеки. Если для кого-то эти средства связи пока непривычны, специалисты библиотеки готовы помочь их освоить.
Держать руку на пульсе жизни библиотеки помогает «Рассылка»: раз в месяц на электронный адрес отправляется информация о новинках абонемента с афишей встреч, концертов, мастер-классов, заседаний клубов. Подписаться на эту услугу можно, направив письмо на электронный адрес: abonem@tverlib.ru.
Стремление сделать Горьковку удобной наблюдается во всем. Возле библиотеки организована парковка для автотранспорта инвалидов. Вход с центрального крыльца оснащен пандусом, а на двери в зоне доступа с коляски установлена «кнопка вызова помощника». Входная дверь – распашная, поэтому даже довольно широкая и громоздкая коляска пройдет.
Для удобства посетителей с ограничениями в здоровье основные услуги сконцентрированы на первом этаже, в отделе абонемента: поиск книг по электронному каталогу, доступ в Интернет и консультирование, подбор литературы в открытом фонде. Встроенный мультимедиаплеер позволяет не только читать, но и слушать музыку, просматривать фотографии, видео. Здесь же проводятся тематические книжные и фотовыставки.
Адаптирован и актовый зал – место проведения музыкальных гостиных, литературных концертов, встреч с писателями и друг с другом, презентаций книг и т.д. Вход оснащен специальной кнопкой вызова помощника, установлен мобильный пандус для преодоления порога.
Санитарная комната тоже оборудована адаптационными приспособлениями – расширен дверной проем, увеличен размер кабинки, сделаны специальные поручни, установлена кнопка вызова.
Второй и третий этажи здания также доступны: приобретен мобильный лестничный подъемник для посетителей в инвалидной коляске.
Список перемен можно продолжить: это и установка во дворе библиотеки скамеек для отдыха, и приобретение мобильных кресел-колясок, специальных столов для чтения с регулируемым наклоном поверхности, видеоувеличителей, карманных луп, линз, портативного устройства для чтения в комплекте с ноутбуком и т.д., которые помогают людям с ослабленным зрением.
Существенным дополнением станет и электронный справочно-информационный центр.
Там можно будет получить сведения как о ресурсах, структуре, режиме работы, мероприятиях библиотеки, так и о событиях культурной жизни Твери и области, о туристических объектах, которые готовы к приему инвалидов.
В холле 1-го этажа появятся автоматизированные рабочие места с подключением к сети Интернет, воспользоваться которыми сможет любой читатель библиотеки.
В дальнейшем спектр предоставляемых услуг будет значительно расширен. Как видим, Горьковка не останавливается на пути к своему читателю.
Елена Артемьева
Источник: Tverlife.ru