Архив:

Все идет по плану

Сперва усыновлять российских сирот запретили американцам, теперь хотят лишить этой возможности всех остальных иностранцев. Может быть, вообще запретить сиротство?

Депутаты заксобрания Кемеровской области внесли в Госдуму законопроект, запрещающий усыновление российских детей иностранными гражданами. Не только американцами — любыми. Инициатива, надо сказать, предсказуемая, учитывая запретительный тренд российского законотворчества. Сначала Госдума приняла «закон Димы Яковлева», который запретил усыновление российских детей гражданами США. Потом депутаты от «Единой России» Федоров и Романов внесли в Госдуму законопроект, запрещающий усыновление российских детей во все страны, с которыми у России не подписано соглашение об усыновлении. Понятно, что их кемеровским коллегам после этого остался последний возможный вариант запрета — полный запрет иностранного усыновления. И вот он — пожалуйста.

Вообще-то работа парламента должна улучшать жизнь населения. Но наши депутаты, похоже, настолько далеки от реальных проблем своих избирателей, что появление таких инициатив уже не удивляет. У нас ежегодно около 70 тыс. человек лишаются родительских прав. Более 100 тыс. детей проживают в разных сиротских учреждениях, а это значит, что 2,5% детского населения нашей страны находится вне семьи. Эти цифры разительно отличаются от данных из Европы и США, которыми нас так любят пугать. С такими показателями мы очень скверно смотримся на общем фоне.

Есть ли у этой проблемы решение? Я уверена, что решение есть, но оно требует титанической работы наших депутатов всех уровней. Надо изменить федеральное и региональные законодательства таким образом, чтобы семьи могли позволить себе содержать любое количество детей, в том числе и детей с инвалидностью. Большинство детей-инвалидов попадают в интернаты именно потому, что их родители не справились с грузом проблем и никто их не поддержал. Ровно потому тормозится и семейное устройство. Нет серьезной поддержки для семей, которые берут на воспитание ребенка-инвалида. Притом что дети с уже поставленной инвалидностью составляют 21% от общего числа сирот. Те 100 тыс. рублей, которые депутаты подарили усыновителям, чтобы подсластить пилюлю от «закона Димы Яковлева», не решают проблемы, если речь идет о ребенке с серьезным заболеванием. Хорошая лежачая коляска для ребенка с ДЦП стоит дороже.

Знаете, каков размер детского пособия в Кемеровской области для одиноких матерей и неполных семей с доходом ниже прожиточного минимума? 520 рублей! А на детей-инвалидов у одиноких матерей? 660 рублей! Каким образом можно помочь этим семьям, запретив иностранное усыновление? Совершенно очевидно, что депутаты вовсе не собирались думать о том, как помочь детям или изменить ситуацию с социальным сиротством в своем регионе. Похоже, у депутатов очень много свободного времени, а все прочие задачи кажутся им решенными. Но это, увы, не так. Есть огромный объем работы, включая принятие новых региональных программ и бюджетов, направленных на поддержку семейного устройства сирот и детей-инвалидов. Речь не только о пособиях. Надо заниматься инфраструктурой, начиная с банальных пандусов. Но куда важней пандусов возможность устроить больного ребенка в детский сад и школу, куда его не хотят брать. В итоге ребенка снова отправляют в коррекционный интернат, откуда его только что забрали, потому что больше нигде образовательные услуги ему не окажут.

Что будет с этими детьми, когда они вырастут? Какие у них перспективы? Я недавно видела репортаж из Европы, в котором корреспондент говорил, что европейские страны деградируют, судя по тому, сколько там людей с синдромом Дауна. Да этих людей примерно одинаковое число во всех странах, просто у нас они никуда не ходят и сидят взаперти. В России для таких людей нет перспектив трудоустройства, социальной адаптации и нормальной жизни. Но чтобы такие перспективы появились, одних запретов явно недостаточно. Это все равно что бороться с алкоголизмом, повышая акцизы.

Депутатам есть над чем поработать, чтобы потребность в иностранном усыновлении отпала сама собой. Чтобы дети, которые могли бы остаться в родных семьях, остались бы в них, а те, которых можно устроить в приемные семьи, обрели бы новую семью на родине. Для этого надо принимать решения, которые, возможно, не найдут отклика в сердцах их кураторов. Например, в новом бюджете урезать не социальные статьи расходов, а оборонные. Или хотя бы не увеличивать до неприличных размеров свои зарплаты. Увы, в этом направлении законодатели двигаться не хотят. Поэтому полный запрет иностранного усыновления выглядит наиболее простым, но при этом совершенно популистским и бессмысленным решением, которое ничего не изменит в жизни брошенных детей. С таким же успехом можно было бы запретить сиротство.

Елена Альшанская

Источник: Профиль

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ