Архив:

О людях с равными возможностями. Галерея «Стерх» привезла в Ханты-Мансийск «Рельефы цвета»

За шесть лет существования социально-творческий проект для широкой аудитории, включающей людей с ограниченными возможностями, приобрел своих почитателей. Но чтобы понять, почему он не теряет популярность, начнем с рассказа об одной слепой девушке.

После свадьбы в Югру

Имя Ларисы Малышкиной вошло в историю мирового пауэрлифтинга, ведь она двукратная чемпионка мира, ее знают многие рукодельники страны, она не раз выигрывала конкурсы по вязанию, а еще Лариса – дипломированный психолог. Девушка уже второй раз приехала в Югру из поволжского города Йошкар-Ола по приглашению галереи «Стерх», чтобы провести мастер-классы по вязанию. С рождения у нее было очень слабое зрение, а в 15 лет после осложнений оно пропало совсем. Но ограниченные возможности – это не про нее. 

Лариса посетила Ханты-Мансийск со своим мужем Евгением. Они знакомы уже более десяти лет и чуть больше двух лет женаты. Удивительным образом история их бракосочетания оказалась связана с приглашением на «Рельефы цвета». Ребята рассказывают ее, перебивая и дополняя друг друга. А началось все с вопроса о спортивных достижениях Ларисы:

– В 2009 году я начала заниматься пауэрлифтингом. Кстати, первый мой чемпионат России прошел в апреле 2010 года именно в Ханты-Мансийске. Я там заняла первое  место. Меня включили в сборную команду России. Затем был чемпионат мира в Турции.

– Но самое интересное случилось перед поездкой на чемпионат, – перевел разговор в другое русло Евгений. – Мы с Ларисой решили сыграть свадьбу. Буквально в последние дни за чашкой чая продумали, как будет выглядеть свадебное платье. Она его хотела именно связать. Купили нитки, затолкали в чемодан. 

– Меня не было месяц, и все это время в самолете, в перерывах между тренировками я вязала свое свадебное платье и привезла его уже готовым, – продолжает Лариса.

– После свадьбы несколько фотографий мы «вывесили» в Интернете, там проходил конкурс «Праздничный вечер» от журнала «Верена». Лариса заняла первое место, обошла 117 участников России. Получила по почте огромный ящик пряжи, который до сих пор не может извязать. А в одном из первых номеров за 2011 год была опубликована статья про Ларису, которую прочитали в Сургуте. Вот так мы и оказались на проекте в первый раз.

Мастер-класс в Ханты-Мансийске проходил на базе центра социальной помощи семье и детям «Вега». Еще до начала встречи ребята, зная, что к ним придет незрячий мастер, расспрашивали взрослых: как она передвигается, как вяжет, как смогла приехать. Но все ответы дети получили, как только начался мастер-класс. Этот пример полностью отражает концепцию всего проекта – незрячие для зрячих, зрячие для незрячих. Лариса и Евгений помогали каждому. Мальчики сначала стеснялись делать шерстяные поделки, ну, совсем это не мужское дело. Евгений их всячески подбадривал:

– Я с детства занимался бисероплетением, сейчас мне нравится вязать, зачем обращать внимание на предрассудки? 

Сейчас молодая семейная пара работает в тандеме, благодаря чему Евгений постиг искусство вязания:

– Даже когда еду в транспорте и вижу на ком-то вязаную вещь, автоматически провязываю этот кусок и составляю схему в голове, – с улыбкой добавил Евгений. 

Равные – не на словах

Приглашать жизнелюбивых и активных мастеров из числа инвалидов – такова одна из задач «Рельефов». История Ларисы – яркий пример того, что счастливым и успешным можно быть вопреки обстоятельствам.

– Когда человек доходит до трагического состояния, лишается рук, ног, зрения, его первая эмоция – ужас. Не каждый в силах перейти эту границу. 

Это как процесс умирания и воскрешения. Я знаю людей, которые ослепли и год не выходили из дома. Поэтому для нас было важно пригласить для участия в проекте сильных социализированных людей, которым есть что сказать, которые если и отличаются от нас, то только своей силой, – пояснила Лариса Гурова, директор галереи современного искусства «Стерх». – Для нас важно, чтобы люди, которые приходят на мероприятия проекта, забыли про заботы и погрузились в искусство. 

Два года назад в стенах галереи прошел эксперимент. В рамках проекта была представлена экспозиция «Трогательное железо», где каждому посетителю предлагалось надеть маску и наушники, слушать экскурсию с помощью плеера, а представленные предметы изучать на ощупь. По словам Ларисы Николаевны, многие настолько испугались этой временной слепоты, что срывали маски во время экскурсии.

Еще одна значимая задача проекта – показать, что люди с ограниченными возможностями не ограничены в эмоциях и чувствах.

– Мало стимулировать инвалидов к активной жизни, необходимо и общество готовить к тому, что инвалиды придут в него как полноценные его члены. А это происходит только при общении. 

Когда в одном музейном пространстве пересекаются слепые, колясочники и условно здоровые люди, и последние видят, что инвалиды точно так же реагируют на те или иные вещи, снимается ряд серьезных психологических барьеров, меняются стереотипы, – отметил Сергей Филатов, председатель РООИЗ «Тифлопуть». 

Сергея Ивановича можно назвать идейным вдохновителем проекта. Ведь первая мысль о будущих «Рельефах цвета» зародилась именно у него. А началось все с посещения Третьяковки:

– В 2007 году я в составе группы слепых был в этой галерее. Гид доходчиво рассказывала о картинах, нам даже разрешили потрогать кое-какие скульптуры. Когда я вернулся в Сургут и встретился с галерейщиками, возникла идея организовать проект. И вот с 2008 года у нас проходят «Рельефы цвета», куда в обязательном порядке включены работы, имеющие тактильную составляющую: слепому человеку их можно пощупать, услышать, укусить, если надо, – говорит Сергей. – Отдельным блоком всегда представлены работы слепых художников. Например, Мансура Закирова, который, постепенно утрачивая способность видеть, продолжал творить. Его работы, кстати, выставлены в Третьяковке. 

Еще на первом проекте питерский художник Олег Зиновьев, которому уже 80 с лишним лет (он ослеп после блокады Ленинграда), сказал, что впервые за всю жизнь его работы выставляли наравне с обычными художниками. 

И это потрясающий стимул работать. Люди, которые приезжают участвовать в проекте, заряжаются энтузиазмом.

В этом году посетители окружной столицы смогли увидеть, услышать и потрогать работы в стиле флор-текстиль, звуковые и деревянные скульптуры, выставку тактильных книг и многое другое. 

«Рельефы цвета» с самого начала включали принцип – незрячие для зрячих, зрячие для незрячих. С 2008 года аудитория расширилась, на выставках  встречаются уже люди с  различными ограничениями здоровья, взрослые и дети, знатоки искусства и любители.

Проект стал брендом галереи «Стерх». Ежегодно его посещают от 3 до 7 тысяч человек в течение двух-трех недель, из них 10–15 % – инвалиды из Сургута, Нижневартовска, Пыть-Яха, Нефтеюганска и других городов.

Проект 2013 года проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Благодаря этому расширена его география – выставки и мероприятия впервые выехали за пределы Сургута и представлены в Ханты-Мансийске. Выставка в Доме-музее Владимира Игошева работает до 12 января, а в Музее геологии нефти и газа – до 23 декабря.

Сказка как лекарство для души

Придать уверенность в себе и своих силах нужно и детям-инвалидам. Для этого на проект приехала профессиональная сказочница Елена Ходырева. Точнее, ее профессия называется сказкотерапевт.

– Умение читать, рассказывать сказку – важный навык, который утерян, – объяснила Елена. – Сказкотерапевт, общаясь с педагогами и родителями, рассказывает, как правильно читать детям сказки. А для этого важно понимать ее смысл, чтобы ребенок задумался, почему герой поступает тем или иным образом. Через осознание сказочных сюжетов ребенок воспринимает определенный жизненный опыт. У особых деток не всегда есть возможность активно взаимодействовать в социуме. Естественно, что родители и педагоги стараются уберечь их от различных невзгод. Потребность накопления социального опыта есть у каждого человека, поэтому, наверно, больше желания слушать, читать, общаться через сказочные истории наблюдается у особых детей. А после того как сказка прочитана или рассказана, возникает другая потребность – оживить ее. И мы начинаем создавать куклы. Ребенок выбирает того персонажа, который ему больше всего понравился, чьи качества он хотел бы перенять, и создает игрушку.

Елена более 15 лет занимается сказкотерапией, ведет семинары, индивидуальные занятия, консультации, работает со всеми категориями детей начиная от года. В Ханты-Мансийке она провела занятия для детей и педагогов реабилитационного центра «Лучик». Было предложено создать свою собственную куколку-помощницу на основе русской народной сказки о Василисушке. Эту историю знают многие: умирая, мама дала своей дочери Василисушке куколку-помощницу. И девочка прислушивалась к советам своего амулета, которые помогли ей во всех жизненных невзгодах.

12-летняя Кристина пришла на мастер-класс в сопровождении своего психолога Елены Воробьевой. Со стороны они больше напоминали двух подружек, смеялись, помогали друг другу мастерить кукол. Елена Ходырева подобрала точное описание для своей тезки – матушка. То есть не мама в традиционном понимании, а термин из сказок, описывающий человека, сопровождающего и помогающего.

– Кристина – скромная девочка, но талантливая. Она занимается конным спортом, теннисом, учится в гимназии. Если с ней работать, как мы сегодня, раскрываются все ее способности, – говорит Елена Воробьева. – Сегодня на мастер-классе я прочувствовала, что можно потом передать детям. Для меня все интересно, я – начинающий психолог, поэтому как губка впитываю в себя новые знания. Благодаря куклотерапии я поняла, как объяснять детям те или иные вещи. Например, если им напрямую говорить, что можно, а что нельзя, они не воспримут это. А через сказку получается понятно и наглядно.

Ольга Холявина

Источник: Новости Югры

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ