Архив:

Пробелы во всеобуче

Дети-инвалиды в Казахстане остаются без должного образования. Генеральная прокуратура выявила многочисленные нарушения этого права, закрепленного в Конституции страны. Тем временем Министерство образования рапортует о всеобуче.

Пусть меня научат

По данным Министерства образования и науки, в стране проживает почти 150 тысяч детей с ограниченными возможностями, 80% из них - школьного возраста. По официальной информации, все они учатся: кто в обычной школе, кто в коррекционной. Есть еще категория детей, умственно развитых, но с серьезными проблемами со здоровьем, которые могут получить образование только через индивидуальное обучение на дому. Это те мальчишки и девчонки, которые не могут добраться до школы, потому что прикованы к инвалидной коляске, те, кто по состоянию здоровья не может высидеть за партой 6-8 часов подряд, и еще те, кому в любую секунду может срочно понадобится медицинская помощь, но врачей в школах теперь нет. Таких детей в Казахстане 9,5 тысячи. Все они могут закончить школу, получить специальность, самостоятельно зарабатывать и быть полезными обществу - при условии, что государство даст им такую возможность. Однако Генеральная прокуратура выявила совершенно противоположные факты.

- Что касается детей с ограниченными возможностями, наша проверка показывает повсеместные нарушения в отношении обучения таких детей на дому и т.д. Учителя не приходят, сами себе где-то приписывают, составляют фиктивные отчеты, зарплаты. Таких случаев очень много, - констатирует официальный представитель Генпрокуратуры Сапарбек Нурпеисов.

Бороться за права детей правоохранительные органы решили силовыми методами. Говорят, за правонарушения, совершенные в отношении детей с ограниченными возможностями, уже понесли различную ответственность более 700 должностных лиц. Для особо недобросовестных педагогов может наступить даже уголовная ответственность. Правда, сколько человек понесли такое наказание, в прокуратуре не уточняют.

Хочу учиться - не дают

Кадровый вопрос вновь встал во главу угла. По словам Сапарбека Нурпеисова, стране попросту не хватает педагогов для работы с такими детьми: дефектологов, социальных педагогов, психологов. Однако в Минобре уверяют в обратном: детьми с ограниченными возможностями занимаются 6000 педагогов с высшим образованием, в том числе дефектологическим, и проблем с их нехваткой нет. Тогда почему эти высококлассные специалисты оставляют детей без положенного обучения даже в столице?

Председатель «Общества детей-инвалидов г. Астаны» Камка Жасанова не снимает ответственность с нерадивых учителей, но заявляет, что некоторые родители сами не приглашают их к детям.

- Проблема в неполучении этими детьми образования и в том, что родители зачастую куда-то переезжают, а педагоги их ищут. А те их не зовут, стесняются. У многих нет условий. На дачах живут.

По словам директора столичного филиала «Азиатского общества по правам инвалидов «Жан» Кульназиры Усеновой, педагоги приходят, но норму часов преподавания детям-инвалидам, и так сокращенную почти в три раза, они не соблюдают и урезают донельзя.

- Они считают: раз инвалид, то учиться ему не надо, - рассказывает Кульназира Усенова.

- У нас программа была сокращенная - 12 часов в неделю. Преподавали основные предметы: алгебра, русский язык, литература, химия, физика два урока в месяц. История Казахстана у меня была, но мало часов, - объясняет теперь уже студентка Асемгуль Абдрахманова, которая знает проблемы детей-инвалидов не понаслышке. - Но казахского языка у меня с 7 класса вообще не было. Мне объяснили, что департамент образования сказал, что он деткам с ограниченными возможностями не нужен. И нам пришлось нанимать репетиторов.

К услугам репетиторов приходится прибегать всем, кто хочет поступить в вуз, так как такого минимизированного «среднего» образования совсем не хватает для сдачи ЕНТ. То есть дети-инвалиды априори ставятся в неравные условия со здоровыми детьми.

Одним из решений проблемы с обучением детей-инвалидов на дому могло бы стать интерактивное образование - через Интернет. Так, например, решилась бы проблема обучения детей из отдаленных аулов, в которые весной и осенью попасть практически невозможно. Была бы гарантия, что ребенок точно получит положенный урок. Об Интернете в каждом доме говорил в свое время президент страны, время от времени вспоминают об этой форме обучения и в Министерстве образования. Но пока это все слова. А тем временем тысячи казахстанских детей-инвалидов все так же ждут прихода учителей, не понимая, чем они хуже сверстников, которые имеют возможность получить отнюдь не урезанные знания.

Источник: megapolis.kz