Архив:

Потрогать ладонью барельефы Дмитриевского...

Музей-заповедник вскоре вскоре станет доступен для инвалидов? Председатель Владимирской областной организации Всероссийского общества инвалидов Михаил Осокин рассказал журналистам о новых проектах ВОИ.

- Ключевой задачей следующего года мы считаем решение проблем доступности, - сообщил Осокин. - Нам нужны эксперты, которые будут работать в сфере социальной защиты, эксперты-общественники и эксперты-строители.

Была разработана учебная программа, по которой станут готовить группу общественников в 20 человек. Им предстоит стать экспертами по комплексной оценке доступности зданий и сооружений для маломобильных категорий населения. Финансироваться проект будет за счет гранта института проблем гражданского общества.

Музей-заповедник — это наше всё, решили в областной организации инвалидов, поэтому в качестве объекта, экспертную оценку которого предстоит производить новоиспеченным специалистам, выбрали Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Мы живем в городе, который имеет богатую историю, начинающуюся с 12 века, - говорит Осокин. - Но на самом деле сейчас с точки зрения доступности для инвалида мы не намного от 12-го века убежали. Например, чтобы инвалид-колясочник попал в Палаты, зовут курсантов ВЮИ - те на руках поднимают коляску на второй или третий этаж и спускают ее...

Доступность — это не только пандусы. Незрячим людям, как отмечает Осокин, нужны специальные барельефы и тексты-пояснения к ним на шрифте Брайля или аудиогиды, глухим — сурдопереводчики, и так далее.

- Понятно, что к Золотым воротам не приделаешь пандуса, и лифт не поставишь, - рассуждает Михаил Осокин. - Но мы живем в продвинутом мире, поэтому какие-то решения должны существовать...

Всего же планируются проведение экспертной оценки и выработка рекомендаций по 16 историческим памятникам и выставочным залам ВСМЗ не только во Владимире, но и в Суздале, Гусь-Хрустальном, Боголюбово.

Кстати, о доступности. Несколько лет назад в том же Боголюбово был построен переход через железнодорожные пути с лифтами для инвалидов-колясочников и для тех, кому по лестницам шагать тяжело. Однако за 4 года подъемники были открыты всего ОДИН раз: в день презентации нового перехода. Перед камерами журналистов инвалиды гордо проехались в лифте, на этом все и закончилось.

К сожалению, у нас очень сильная бюрократия, - не отрицает Михаил Осокин. - Например, на вокзале есть подъемники на второй этаж. Классные подъемники. Есть хорошо работающие подъемники на платформу. Но когда мы отправляли наших ребят-колясочников на соревнования, нам эти подъемники не включили. Потому что по инструкции «подъемником может пользоваться только специально обученный человек», который имеет допуски к работе с подъемными механизмами. За границей подобными лифтами могут пользоваться все, кто хочет — и инвалиды, и люди, которые просто устали и не хотят идти до эскалатора. Нужно делать не специальные устройства для инвалидов, надо стремиться к тому, чтобы всё было выполнено в универсальном дизайне, то есть для всех! У нас же получается, что на всех людей, передвигающихся на колясках, надо оформить допуски!

Не превратиться ли в профанацию новый проект? На этот вопрос ответа пока не существует. Впрочем, нет пока и самого проекта...

На вопрос, в какую сумму может обойтись реализация проекта, Осокин пока не отвечает. Однако, предполагает, что деньги потребуются немалые: один лифт-подъемник для колясочника стоит от 3 до 10 миллионов рублей, барельеф — от 140 тысяч, и так далее.

На сегодня, по словам Осокина, в России есть один единственный музей, где инвалиды чувствуют себя свободно — это Дарвиновский музей в Москве. И все. Впрочем, существуют «попытки» в Русском музее и Эрмитаже.

Тем не менее, председатель ВОИ полон оптимизма и надежд:

- Мы можем придумать очень интересные туры и для незрячих людей. Есть запас звуковых впечатлений, есть возможность что-то потрогать. Например, можно сделать подъемник, который будет поднимать незрячих людей на три метра к стенам Дмитриевского собора, чтобы они могли ладонью ощутить его барельефы... Я понимаю, конечно, что звучит это фантастически... Но, например, в итальянской галерее Уфицци у незрячих людей есть возможность ладонью «посмотреть» картины, потому что рядом висят барельефы, отображающие эти картины...

По итогам работы экспертной группы, говорит Осокин, будет проведена научно-практическая конференция по теме «Обеспечение доступности особо охраняемых архитектурных объектов и территорий для маломобильных категорий населения», в которой примут участие представители 15 регионов страны. На ней будут выработаны различные подходы к созданию доступной среды на территории исторических памятников.

Аннета Татарникова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ