Архив:

«Я инвалид, ищу работу!». Почему законы, призванные помочь инвалидам, зачастую им мешают?

В Краснодаре прошла ярмарка вакансий для инвалидов. Учитывая общепринятое мнение о том, что Россия мало приспособлена для людей с ограниченными возможностями, услышать о подобном мероприятии было как минимум неожиданно. Мы связались с местными чиновниками, рекрутерами и самими работодателями, чтобы узнать: неужели в нашей стране действительно есть работа для инвалидов?

«40 работодателей, 423 инвалида, 84 полученных приглашения на работу, 13 тысяч вакансий для инвалидов — в принципе, как вы считаете, это хорошие показатели?» — начал свой разговор с «Трудом» начальник управления занятости департамента труда и занятости населения Краснодарского края Николай Зародов. По словам чиновника, такие ярмарки проводятся по всему краю. Почему же тогда мы считаем, что работать инвалидам негде и некем?

«Рабочие места есть, их не может не быть: в России работает закон квотирования рабочих мест для инвалидов. Работодатели со списочной численностью более 100 человек должны принять на работу от 2 до 4 инвалидов. И места для них они обязаны держать порядка года, иначе, если вакансия закроется, предприятие ждут штрафы. Если сами человека не могут найти — кадровые службы заявляют о вакантных рабочих местах, подают заявки в службу занятости», — продолжает Зародов.

Вакансии разнообразны, кстати, как и зарплаты: на специализированных сайтах по поиску работы для инвалидов встречаются предложения и в 6 тысяч рублей, и в 80 — например, за труд в должности ведущего специалиста на производстве. Все зависит от рекомендаций врачей для каждого конкретного инвалида. Вопреки опять же расхожему мнению, люди с ограниченными способностями идут работать и в бухгалтерию, и программистами, и в делопроизводство. Не исключаются и рабочие специальности, даже слесарные, правда, тяжелых работ выполнять никто не даст. Сложнее всего приходится слепым или глухонемым. Но и для них находятся места. Так, например, в Москве есть ресторан «В темноте», где люди ужинают в кромешной тьме, а работают официантами там только инвалиды по зрению. Или тот же «Ашан», где глухонемые очень часто работают кассирами. Проблем в коммуникациях с покупателями у них не возникает, напротив: как только клиенту становится ясно, что его обслуживает инвалид — он начинает по-доброму улыбаться.

...Положа руку на сердце, неясно, что было бы с этим рынком труда, если бы не обязательное квотирование рабочих мест. Так, если раньше это была квота для компаний с численностью сотрудников более 100 человек, то с 1 июля этого года ситуация начала меняться: принимать на работу людей с ограниченными возможностями должны будут и небольшие организации, со штатом от 35 человек.

«Все субъекты Федерации вводят новые правила постепенно, но, я думаю, с начала 2014 года правило заработает по всей России», — отметил Николай Зародов.

Вопреки ожиданиям, квотирование неплохо работает не только в государственных организациях — все компании, осуществляющие деятельность на территории РФ, попадают под действие этого закона. Что приятно для руководства — в некоторых случаях можно даже получать из бюджета субсидии на обустройство рабочих мест для персонала с ограниченными возможностями и даже на зарплату в первые несколько месяцев. Конечно, для этого кадровикам и руководству придется собирать уйму документов и подавать отдельную заявку, но для небольших компаний дополнительные деньги могут стать хорошим подспорьем.

Казалось бы, закон есть, квоты есть, рабочие места могут обустраивать за счет государства. Но проблема, как признаются сами рекрутеры, остается.

«Обычно о людях с ограниченными возможностями вспоминают в СМИ, когда кто-то из них попадает в топ новостей. Или же в отчетах по результатам различных социальных программ. В случае, когда речь заходит о трудоустройстве, данная проблема, как правило, стыдливо замалчивается, — отмечает в разговоре с «Трудом» старший редактор портала для поиска работы Rabota. ru Евгения Лобзина. — Недавно на нашем портале мы опубликовали материал, посвященный проблеме трудоустройства соискателей с ограниченными возможностями. Решили выяснить, какие возможности в нашей стране реально даются тем, чьи собственные возможности ограничены».

Оказалось, что закон не только помогает, но и мешает решению проблемы. Собственно, большинство уставов, касающихся чьей-то жизни в России, имеют схожую проблему. Помните столь обсуждаемый закон о запрете работодателям указывать дискриминационные данные в вакансиях — пол, например, или возраст? В случае трудоустройства инвалидов принятый закон ставит и работодателей, и соискателей в тупик: первые не могут задать необходимые параметры для поиска нужных кандидатов, а вторые не могут найти подходящие вакансии, или же им просто отказывают в трудоустройстве.

«Было бы отлично создать единую площадку, общий ресурс, который мог бы обеспечить конструктивную коммуникацию обеих сторон и помочь в трудоустройстве данной категории кандидатов или же участие в ярмарках вакансий, на которых и соискатели, и работодатели могли бы найти друг друга», — отмечает Евгения Лобзина.

Елена Гончарова

Источник: Газета «Труд»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ