Архив:

В Самаре подготовят педагогов для работы с глухими людьми

При поддержке администрации города на базе СамГУ реализуется уникальный учебный проект. Здесь подготовят педагогов, которые будут специализироваться на работе с глухими людьми.

О проблемах людей с различными нарушениями здоровья, зачастую, общество вспоминает не так часто, как хотелось бы. Мало кто задумывается, например, о том, как слепому человеку прочитать рецепт, выписанный врачом, как глухонемому инвалиду объяснить медику, что его беспокоит, как общаться со здоровыми окружающими, как получить образование. А ведь таким людям образование важно и нужно не меньше, чем "обычному" человеку.

В городской администрации  вопрос адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) системно решается за счет долгосрочной городской целевой программы по проблемам инвалидов "Самара – наша жизнь" на 2012-2016 годы. Ее цель – повысить уровень и качество жизни инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, а также активно интегрировать их в общество.

Один из наиболее эффективных способов, позволяющих соответствовать условиям программы, – учебный проект мэрии Самары, который стартовал в сентябре 2013 года. Речь идет о создании особой группы учащихся в Самарском государственном университете. С нового учебного года факультет психологии и социальной педагогики пополнился 27 студентами с нарушениями речи и слуха.

Совершенно разные ребята обучаются в этой группе. Разные и по возрасту, и по жизненным достижениям. Кто-то уже воспитывает собственных детей, кому-то удалось устроиться стоматологом в частную клинику, кто-то стал индивидуальным предпринимателем, а кто-то уже несколько лет подряд не может найти работу по специальности.

О своих проблемах, а также о способах их решения ребята-первокурсники рассказали главе города Дмитрию Азарову. Встреча прошла в городской администрации в среду, 11 декабря.

Ольга Димова, например, не слышит с детства. Несколько лет назад она закончила кулинарное училище в Уфе, но, к сожалению не может устроиться на работу по специальности. "Глухих не берут на работу, - пожимает плечами девушка, еле сдерживая слезы. – Большое спасибо, что у нас появилась возможность бесплатно учиться в университете. Я сама бы никогда не смогла учиться, денег у меня нет, воспитываю сына. Думаю, обучение поможет мне в жизни. Спасибо".

Мэр обещает взять вопрос ее трудоустройства на отработку, чтобы в ближайшее время Ольге предоставили несколько вариантов вакансий.

По мнению старосты группы Виктории Лотиной, основная проблема неслышащих, в отличии от большинства других инвалидов - изоляция от социального общения.

"Мы члены общества, где люди общаются посредством слова. Неслышащие, без специального обучения, такой возможности лишены. На мой взгляд, для общества такие инвалиды самые проблемные. И обучение в институте на этом факультете дает нам возможность разобраться в вопросах дефектологии, научиться общаться с людьми, помочь в семье, себе, товарищам найти место в жизни, жить полной, насыщенной жизнью. Даже за тот непродолжительный период, что я проучилась с сентября, узнала очень многое, во многом разобралась, стала лучше понимать людей вокруг себя. Думаю, эти пять лет во многом изменят наш мир, взгляды", - рассуждает она.

Трогательные слова, благодарность за возможность бесплатно обучаться, мэр услышал от каждого участника встречи.

Подводя итоги диалога, Дмитрий Азаров отметил: профессия психолога и социального педагога предполагает, что в адаптации и интеграции будущие выпускники также будут помогать огромному количеству людей. Мэр рассказал о перспективах, которые ожидают без пяти лет дипломантов. Главное, подчеркнул он, - желание ребят учиться, развиваться, самореализоваться.

"Мы на вас рассчитываем. Рассчитываем, что в городе появятся специалисты, которые очень нужны, будут помогать людям с ограниченным здоровьем, будут создавать условия для развития городского сообщества в целом. У нас многие в городе занимаются этой работой на общественных началах, например Инна Барриль. Мы много лет сотрудничаем с общественными организациями в разных сферах и, думаю, имеем потенциал, чтобы с вашей помощью и энергией, молодым взглядом создавать новые идеи по улучшению городской среды, развитию новых направлений, в том числе доступности средств массовой информации", - рассуждает Дмитрий Азаров.

В качестве одной из идей он тут же предложил подумать участникам встречи о создании службы сурдоперевода на городских телеканалах. 

"На многих ли местных СМИ сегодня есть сурдоперевод? Безусловно, его нужно развивать. Городской канал, в первую очередь, ориентирован на оперативную информацию – где-то изменились маршруты в движении, произошла авария, праздники. И конечно, эта блиц-информация должна быть доступна абсолютно для всех жителей города", - обратился к ребятам мэр.

Все участники встречи – и мэр, и ребята, и социальные работники, - сошлись на том, что в каждом вузе города должна быть собственная группа по всем специальностям, чтобы абсолютно все, без каких-либо ограничений, могли получать любую профессию. Дмитрий Азаров выразил надежду, что к реализации подобных проектов подключатся и другие вузы.

"Надеюсь, с ректорским сообществом, высшей школой, министерством образования в перспективе будем поэтапно двигаться в решении этих вопросов и в других вузах", - подчеркнул глава города.

Он обратился к собравшимся с предложением подготовить списки по интересующим их профессиям. Позже они будут вынесены на обсуждение совета ректоров, в который входит Дмитрий Азаров. В числе приоритетных вузов он назвал: Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный политехнический университет, Самарский государственный медицинский университет.

Во время встречи ребята не единожды подчеркнули, насколько важна роль сурдопереводчика на занятиях. Одна из участниц поделилась собственным опытом: она окончила вуз в 2007 году, обучалась среди обычных, слышащих студентов. "Без переводчиков было трудно общаться с преподавателями, однокурсниками. С большим трудом, но я все-таки окончила университет. Очень рада, что у этой группы студентов есть возможность бесплатно учиться, да еще и с сурдопереводом", - отметила она.

Кроме того, собравшиеся сошлись на мысли, что жестовый язык, утвержденный на уровне государства необходимо внедрять во все социально значимые отрасли – МЧС, пожарную службу, полицию и так далее. Мэр ответил, что администрация города готова помочь в разработке специальных образовательных программ. Участники встречи, в свою очередь, также пообещали оказать содействие. Тем более, что, по их словам, определенные наработки в этом направлении уже имеются.

Источник: НИА «Самара»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ