Архив:

Без ограничений. Калужских детей-инвалидов будут учить в обычных школах

В 2014 году Калужская область планирует потратить больше 136 млн. рублей на создание условий для полноценной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями. Большая часть средств будет направлена в школьное образование детей-инвалидов. Всего их в Калужской области живет 3 тыс.

Основная задача — дать возможность детям-инвалидам учится в обычной школе рядом со своими сверстниками. Как считает заместитель губернатора области Руслан Смоленский, это позволит ребенку-инвалиду адаптироваться в социуме и будет воспитывать в окружающих добросердечность и стремление к взаимопомощи.

Сейчас в регионе уже работает 14 коррекционных образовательных учреждений, в которых созданы все условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации детей-инвалидов. Первой региональной площадкой инклюзивного образования стала общеобразовательная школа №7 Обнинска. Здесь дети-инвалиды учатся вместе с обычными детьми.

— В нашей школе обучаются 9 детей с ограниченными возможностями, из них только два ребенка по решению родителей проходят индивидуальное обучение, – сообщает директор школы Татьяна Бурмистрова. — Оставшиеся 7 человек учатся соответственно: 2 ребенка в 1 классе, 1 — в 4 классе, 4 — в 9 классе. Это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с психофизическими отклонениями, но с сохранным интеллектом. При этом педагоги относятся с глубоким пониманием к этим детям. По закону мы обязаны обучать всех детей, а по-человечески не имеем права отвернуться от таких ребят.

Распространенное мнение о том, что ребенок-инвалид будет тормозить процесс обучения, по словам самих педагогов, не соответствует действительности. Главное: учитель сам должен быть опытным и подготовленным. При инклюзивном обучении применяем дифференцированный подход: он формируется в зависимости от потребностей и способностей детей с ограниченными возможностями.

— Используется при этом консультационно-тьюторское сопровождение, — говорит Татьяна Бурмистрова, — то есть, взаимодействие «ученик — ученик» и «учитель — ученик». Обычных школьников таким образом учим заботиться о близких людях, не проходить мимо чужой беды, в этом состоит воспитательный момент.

При этом в школе № 7 преподавателей, работающих с детьми-инвалидами, специальным образом подготовили. Они изучили специальные программы по педагогике и психологии. На практике эти позволяет педагогам находить контакт с самим особенным ребенком, помогать ему входить в коллектив.

На базе школы №7 также открыто 3 специализированных класса по охране зрения, сюда попадают дети, нуждающиеся в реабилитации зрения. Такие классы действуют уже 10 лет.

– Пока только начальная школа охвачена этим проектом, — объясняет Татьяна Бурмистрова. — но в дальнейшем мы планируем вместе с детьми перейти и на старшие классы. На занятиях не только осваивается общеобразовательная программа, нарабатываются навыки стандартного, привычного всем обучения, но и посредством специального оборудования и пособий для слабовидящих детей идет непрерывная коррекция зрения, проводится зрительная гимнастика, применяются новейшие компьютерные программы, предназначенные для лиц с офтальмологической патологией.

В ближайших планах создание школьного кабинета консервативного лечения, где выделенный клинической больницей медработник поможет детям с ограниченными возможностями получать медицинскую поддержку прямо в процессе обучения.

Работают учителя начальных классов вместе с педагогами из местного детского сада.

– ­Дети из созданных у нас групп охраны зрения поступают в спецклассы школы№7, — рассказывает заведующая детским садом «Капелька» Галина Пятахина. — Количество детей с патологией органов зрения довольно большое, и проблемы становятся явными еще в детском саду, поэтому и создали такие группы. Совместная работа психологов, логопедов с учителями школы позволяет создавать адекватные условия этим детям для получения образования, для самореализации, для комфортного существования в социуме. Совместные родительские собрания, консультации создают необходимый настрой для взрослых (мам, бабушек, пап), которые окружают этих особенных детей.

В результате всех этих усилий, как отмечают в Обнинске, количество родителей детей-инвалидов, отказавшихся от индивидуального надомного обучения, за год выросло на 20%.

– Отдавать ребенка с нарушениями опорной системы в обычную школу было тяжело морально, — поделилась мама 9-классника Ольга. — Но я вижу, что мой сын уверенно передвигается по коридорам, пусть чуть медленнее всех остальных детей, я понимаю, что сделали не зря это. В классе его сами ребята опекают, с ним общаются, дружат, он не стал белой вороной. И что главное для меня — появились планы на будущее, связанные с коллективом. 

Юлия Костина

Источник: Русская Планета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ