Архив:

К 2020 году все ростовские соцобъекты планируют полностью адаптировать для инвалидов

В Ростовской области на прошлой неделе чествовали людей с ограниченными возможностями. Прошли концерты и торжественный прием, посвященный Дню инвалида.

На фоне всех праздничных мероприятий корреспондент "Дон-ТР" прошёл по Ростову вместе с людьми с ограниченными возможностями здоровья и попытался найти ответы на сложные вопросы: что изменилось в жизни ростовских инвалидов за последние годы, есть ли у них шанс найти работу и без препятствий доехать до своего предприятия или больницы.

На специальную ярмарку вакансий для инвалидов сотни человек пришли в надежде подыскать работу. Но повезло не всем. Особенно печально обстоят дела у инвалидов-колясочников.

"Очень трудно, я скажу. Я всего две вакансии подыскал, и то работодатели не говорят наверняка, что примут", - разводит руками инвалид-колясочник Васиф Керимов.

А вот у Владимира Ильича, инвалида по зрению, проблем с трудоустройством не было. В СССР и трудовое распределение было, и тунеядство не поощрялось. Сначала работал в НИИ. Потом, когда исследовательские институты стали один за одним распадаться, перешел из разряда читателей библиотеки для слепых в разряд сотрудников. За два десятка лет дорогу из дома на работу и обратно изучил не хуже любого зрячего.

"Сажусь в автобус и еду на западный разворот. Уже дорогу изучил досконально. Слава Богу здесь хожу больше 20 лет - именно столько я только работаю в библиотеке", - признался инвалид по зрению, главный библиотекарь ростовской областной специальной библиотеки для слепых Владимир Мартынов.

И о своей работе, и о жизни инвалида в целом старший библиотекарь беседует охотно. Рассуждает - трудоустроиться сейчас, конечно, сложно, но кто ищет - тот всегда найдет. Да и нельзя сказать, что государство вообще не думает об инвалидах. В пример ставит родную библиотеку. Мол, приходит новое оборудование, позволяющее незрячим наслаждаться литературой. Пополняется коллекция аудиокниг. У читателей есть возможность работать с документами - специальные программы озвучивают каждое действие. Уверен, что и к жизни в темноте можно приспособиться. Было бы желание.

"Некоторые говорят - ой вот я слепой и так далее. Я говорю - слушай, слепой - это еще не профессия. Ну слепой, ну и что. Раз такое случилось, надо принять это как уже факт и приспосабливаться", - подчеркивает инвалид по зрению, главный библиотекарь ростовской областной специальной библиотеки для слепых Владимир Мартынов.

Сам Владимир Ильич на судьбу не жалуется. Говорит, в городе очень помогают ориентироваться звуковые светофоры, объявление остановок в транспорте, да добрые люди. Считает - сложнее колясочникам. Они хоть и видят куда нужно двигаться, но зачастую препятствия оказываются непреодолимыми. Одно из таких мы нашли на Малиновского.

Надпись на информационном щите гласит, что переходить дорогу в этом месте очень опасно и нужно пользоваться пешеходными переходами. В частности пешеходной галереей над проспектом Малиновского. Но как показывает практика, переходить или переезжать дорогу, даже в неположенном месте, зачастую бывает гораздо безопаснее, чем подниматься по вот таким крутым эстакадам.

У колясочников особого выбора нет. Если здоровый человек может перемахнуть через забор, то инвалиду один путь - наверх. Проводим эксперимент. Разгон и … передние колеса на пандусе, а задние висят в воздухе. Результат неудовлетворительный, точнее никакого. Хотя так может и лучше. Ведь последующий спуск под таким углом вполне может закончиться больничной койкой. Ищем другой вариант преодоления препятствия.

Есть в этом переходе очень модный социальный гаджет - подъемник для инвалидов-колясочников. Правда вот с помощью грубой силы он не раскладывается - все кнопки, что есть, не работают. Кстати, вниз тоже не вызывается - кнопки вызова нет. Поэтому зачем он здесь нужен, вообще непонятно.

И так бывает часто, отмечает инвалид-колясочник Дмитрий Сухоносов. Если в большинстве больниц все-таки сделали безбарьерное пространство, то во многих других соцучреждениях человеку на коляске вход заказан.

"Когда создаются условия "Доступной среды" - подрядчики, видимо, делают по своему усмотрению. Я бы хотел, чтобы они приглашали нас, инвалидов, чтобы, возможно, мы что-то могли подсказать", - говорит инвалид-колясочник Дмитрий Сухоносов.

Но в донском минсоцразвития утверждают - такую форму взаимодействия уже взяли на вооружение. Вместе с организациями по делам инвалидов провели паспортизацию социально значимых объектов на предмет их доступности. То есть, по сути, составили план, где и что нужно сделать, чтобы попасть в здания мог каждый.

"В этом участвовали и общество слепых, и общество колясочников, общество глухих - то есть все заинтересованные общества инвалидов. И вот с ними мы отобрали и была проведена паспортизация на 2315 объектах", - уверила министр труда и социального развития Ростовской области Елена Елисеева.

Все эти объекты в Ростовской области планируется полностью адаптировать для инвалидов к 2020-му году. Сами же инвалиды уповают на то, что это будет сделано действительно продумано, а не "для галочки", как в переходе на Малиновского.