Архив:

Крутая административная лестница для инвалидной коляски

Две трети учреждений, оказывающих административные услуги, недоступны для инвалидов и других маломобильных групп населения, а большинство чиновников подходят к решению этого вопроса формально. К таким выводам пришли участники Крымской республиканской организации защиты прав инвалидов «Надежда». 

В течение двух месяцев они анализировали, насколько здания, в которых расположены городские и поселковые советы, центры по предоставлению административных услуг, а также почтовые отделения, доступны для лиц с ограниченными физическими возможностями. Результаты мониторинга 3 декабря, в Международный день инвалидов, представил журналистам координатор проекта Андрей Крисько. «Мы решили обратить внимание на административные центры, потому что именно с них доступность и начинается, — говорит он. — Не имеет значения, доступна ли налоговая служба или Пенсионный фонд, если человек не может зарегистрироваться в центре административных услуг как предприниматель. Неважно, насколько развита с безбарьерной точки зрения инфраструктура города, если человек не может подъехать и оформить свое право на землю, на имущество либо устроить ребенка в детский сад. Без доступа к админуслугам, по большому счету, нет доступа к большинству гарантированных законодательством и Конституцией прав и свобод для людей с ограниченными физическими возможностями». 

Как показали результаты мониторинга, из 42 крымских учреждений всего 16 оборудованы с учетом потребностей инвалидов. Из 21 центра админуслуг доступными для людей с ограниченной подвижностью можно назвать только 11. А среди местных органов власти доступны лишь 5, еще в 16 помещений доступ крайне затруднен. При составлении рейтинга учитывались такие показатели, как наличие пандуса, отсутствие высоких порогов, достаточная ширина для маневрирования инвалидных и детских колясок и т.п. 

Лучше всего с задачей облегчить посещение административных учреждений людям с ограниченными физическими возможностями справились в Ялте, Керчи и пос. Нижнегорском. Это лидеры рейтинга, составленного защитниками прав инвалидов. Хуже всего дела обстоят в Алуште. Там, кстати, на эти нужды была потрачена одна из самых больших сумм — 232374 грн., а результат нулевой. В аутсайдерах также Бахчисарай, Красноперекопск, Раздольное. Не порадовали результатами ни Евпатория, ни Феодосия, ни Саки, ни Симферополь. «Чиновники, ответственные за организацию условий безбарьерной среды, подходят к вопросу слишком формально, считая, что, установив пандус или рельсовую направляющую, они тем самым полностью сняли проблему, — говорит Андрей Крисько. — А ведь права инвалидов на получение административных услуг гарантируют 7 нормативных документов — конвенция ООН, несколько указов президента, Законы «О социальной защищенности инвалидов в Украине» и «Об административных услугах», СНиП и постановление Кабмина. Наши законы относительно прав инвалидов ничуть не хуже европейских, отличие в одном — у нас они не выполняются». 

В 2013 году на открытие и ремонт центров предоставления админуслуг в Крыму было выделено 1,194 млн. грн. Куда пошла большая часть этих денег? На пандусы со столь крутым подъемом, что инвалидная коляска рискует опрокинуться? На рельсы, упирающиеся в турникет? На таблички, указывающие на кнопку вызова оператора, который откроет вам слишком узкие двери? Сама кнопка при этом находится высоко на стене, а если все-таки дотянетесь, то рискуете коснуться торчащих из нее оголенных проводов. 

За конкретными примерами далеко ходить не надо. Одним из самых проблемных объектов в Симферополе признано здание горсовета. Там же находится и центр предоставления административных услуг. Правда, наполовину — на втором этаже, попасть куда можно через тот же горсовет. «Но доступность самого горсовета заканчивается для малоподвижных людей прямо на его крыльце, — описывает ситуацию Андрей Крисько. — Дальше — высокий порог, узкие двери, трехступенчатая конструкция в фойе и — специальное предложение для колясочников! — деревянный помост, угол уклона которого создает опасность опрокидывания инвалидной коляски, а вплотную к нему закрывающая проезд дверь коридора». Показательна и реакция руководства симферопольского центра админуслуг на замечания членов организации «Надежда» — совет жаловаться мэру. 

Между тем письменные рекомендации и для мэра Симферополя, и для руководителей местных органов власти других городов Крыма уже готовы. Рекомендации касаются возможности изыскать средства на строительство пандусов, на согласование с ГАИ нанесения разметки для парковки транспорта для инвалидов, на устранение резких горизонтальных перепадов либо турникетов и т.д. 

Это и будет конкретным результатом первого системного мониторинга, проведенного в Крыму. Ведь цель работы защитников прав инвалидов и других маломобильных групп населения не просто собрать информацию о нарушениях, но способствовать их устранению.

Татьяна Славина

Источник: Первая Кпымская

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ