Стать инвалидом просто!
Супруги Магомедовы — среднестатистическая семья Дагестана. Имена, по понятным причинам, изменены. Глава семейства— безработный, его супруга тоже. Все члены семьи, включая троих детей, имеют инвалидности второй и третьей групп. Общая сумма пособий, получаемых от государства, не считая льгот и дотаций, — 47 650 рублей.
Назвать настоящие имена не хотят, ведь за аферы с государством можно получить и реальный срок. Но у них есть оправдание. Мать семейства считает, что они были вынуждены обманывать государство.
«Работы нет, а на заработки ездить мужу здоровье не позволяет. Пособия по безработице маленькие, а нам детей, на которых сто рублей дает государство, поднимать еще. Что нам осталось делать? Собрали в долг сколько могли у родственников, продала что могла – так собрали денег. Сначала сделали пенсию мне, мужу и дочке старшей. Потом сделали и всем остальным», — рассказывает она.
Магомедовы уже четвертый год живут по этой схеме. Чуть меньше половины их годовой пенсионной прибыли уходит на повторное освидетельствование в медико-социальной экспертизе с нужным итогом. «У нас в селе нет семьи, где не было бы двух-трех инвалидов», — говорит глава семейства.
В республике действуют десятки фирм и просто частников, готовых помочь с получением степени инвалидности. В социальных сетях создаются группы, предлагающие услуги по оформлению документов на пособия по инвалидности. В дагестанской прокуратуре об этом знают, но борьба сложна и утомительна.
«Люди за деньги оформляют всевозможные справки, направления, свидетельства. То есть человек вообще может дома сидеть, никуда не выходить, а дать определенную сумму денег мошенникам, и те ему сделают инвалидность.
Стоят они в зависимости от того, какую инвалидность ты хочешь сделать. Варьируются от 30 тысяч до 150 тысяч рублей на человека. Целыми семьями делают инвалидность. Много таких, скажем так, семейных инцидентов в Дахадаевском районе, Хасавюртовском районе и еще в десятках районах республики», — сказано в статье, опубликованной на сайте прокуратуры.
Но никаких данных по противодействию именно этому конкретному виду нарушений не приведено.
Рассказывают, что в одном селе в Цунтинском районе Дагестана в прошлом году, из-за слуха, что именно в их село приедет проверка из Москвы и будут сажать мошенников, люди в спешном порядке оформляли задним числом документы, что те дети, по которым получен материнский капитал, умерли.
Стать инвалидом не просто
Сын Сапият Темирбековой родился с патологией конечностей: у него не развиты кисти рук. Сейчас ему 19, и он из статуса инвалида детства перешел в категорию «взрослых», со степенью. Несмотря на очевидную нетрудоспособность, группу инвалидности бессрочного действия ему не дают.
«Я не понимаю, зачем нас ежегодно гонять на эту комиссию? Он подросток, у него переходный возраст, ему и так сложно, так еще и здоровому человеку не так легко все эти очереди отсидеть, чтобы все справки собрать! У него за 18 лет кисти не отросли, так что, за год отрастут что ли?!» — возмущается Темирбекова.
Возмущение матери понятно. Во-первых, ребенку дают самую низкую – третью группу инвалидности. Для получение большей требуется платить, а таких денег у Сапият нет. Во-вторых, ей одной приходится содержать семью. Она мать-одиночка, и на руках у нее престарелые родители, которые требуют и внимания и ухода. Надеяться не на кого, даже на справедливость и государство.
Во всех муниципальных районах и городских округах республики функционируют учреждения нестационарного социального обслуживания, которыми ежегодно предоставляются различные социально-бытовые, социально-медицинские, реабилитационные, юридические и другие виды услуг. При этом в структуру этих учреждений входят различные виды отделений, деятельность которых направлена на обеспечение разносторонней социальной поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, и нуждающимся в посторонней помощи.
Однако получить доступ ко всем этим благам очень непросто. Массажисты, психологи, педагоги по лечебной гимнастике с большей охотой принимают клиентуру, которая платит наличными, а не «очередников» с направлениями.
В чем выгода?
Еще с 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ранее предоставлявшиеся в натуральном виде, то есть как скидка на оплату, заменены на ежемесячные денежных выплаты. Размер их определяется индивидуально для каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки. Сумма варьируется от полутора тысяч, что тоже прибавка к пенсии.
Сайт Министерства труда и социального развития Дагестана сообщает: «За период с 1 января по 31 октября нынешнего года министерством выдано 80 свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших и умерших , инвалидов и участников ВОВ, вставшим на учет до 1 января 2005 года, инвалидам и ветеранам боевых действий, членам семей погибших и умерших , инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов . При поступлении соответствующих финансовых средств до конца 2013 года ожидается обеспечение жильем 217 человек». В среднем это суммы также варьируются от 990 тысяч до полутора миллионов.
Также в сообщении министерства отмечается, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством. То есть им выделяется жилье из жилого фонда республики.
При этом постановку на учет для предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма производит орган местного самоуправления. Правительством республики 21 ноября утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2013-2015 годы, разработанная Министерством труда и социального развития Дагестана. По ней инвалиды должны получить больше жилья и необходимых преференций. Но до всех ли они дойдут, или снова все попадет к более предприимчивым?
Юлия Разбежкина
Источник: Кавказская политика