Архив:

Человек в инвалидной коляске в России: пример одного региона

В Перми людей в инвалидных колясках встретишь редко. И не потому, что их нет. Просто передвигаться по городу самостоятельно людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне сложно. Но надежда на изменения есть.

Надежды инвалидов связаны с тремя событиями, произошедшими в Пермском крае за последние месяцы. Люди с ограниченными возможностями рады тому, что их наконец-то заметили.

Вокзал не для всех

Первое событие - завершение суда по иску транспортной прокуратуры к ОАО "Российские железные дороги". Больше года назад прокуратура провела проверку Пермского вокзала и установила, что он почти недоступен для лиц с ограниченными физическими возможностями.

В частности, инвалидам-колясочникам сложно или невозможно самостоятельно подниматься в здание вокзала - подъем слишком крутой, проезжать в дверные проемы - они узки для инвалидных колясок, забираться в поезд - ступеньки вагонов находятся высоко от платформы.

Инвалиды претензии прокуратуры подтвердили. Так, по словам председателя пермской организации Всероссийского общества инвалидов Веры Шишкиной, "в туалетных кабинках вокзала негде не то, что коляску поставить - костыли к стене прислонить".

О своих выводах транспортная прокуратура известила руководство Свердловской железной дороги (к ней относится и пермское отделение), но реакции не последовало. Тогда результаты проверки были направлены в суд. В марте он вынес решение, обязав ОАО "Российские железные дороги" модернизировать вокзал так, чтобы он стал доступен для инвалидов.

Автобусы для колясочников

Второе событие, дающее маломобильным жителям Перми надежду на улучшение жизни, - приобретение низкопольного общественного транспорта, предназначенного для перевозки людей с ограниченными возможностями. Подобные автобусы курсировали по городу и раньше, но в марте их число увеличилось.

Восемь машин приобрело некоммерческое партнерство "Единый союз перевозчиков" (одна из компаний, занимающихся общественными перевозками в Перми). Все автобусы, купленные в Германии, разменяли уже второй десяток, но бегают пока исправно. Особенность нового транспорта в том, что он "умеет" наклоняться, позволяя тем самым человеку в коляске самостоятельно заехать на площадку.

Как поведал председатель "Единого союза перевозчиков" Евгений Ухватов, приобретенные сейчас машины будут курсировать по наиболее востребованным маршрутам, соединяющим спальные районы и центр города.

Масштабы невнимания

Наконец, третье событие: на нарушения прав инвалидов указала региональная прокуратура. По итогам проведенной проверки она констатировала: среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, не сформирована. И это утверждение касается всего Пермского края в целом. Человеку в инвалидной коляске трудно просто перемещаться по улицам, отсутствие скатов и пандусов - ситуация довольно типичная. А что говорить про доступ колясочников, например, на прием к чиновнику? Для иллюстрации можно взять пермскую городскую администрацию: большинство кабинетов находится выше первого этажа, наверх ведет только лестница, лифта нет.

Более того, как выяснила прокуратура, власти даже не задумывались над тем, чтобы эти проблемы решать. Была программа обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, но она закончилась в 2008 году. "Новой программы нет. Мероприятия по обеспечению транспортной доступности для инвалидов остались без финансирования", - констатировал заместитель прокурора Пермского края Владимир Черкасов.

Результаты проверки направлены губернатору региона Олегу Чиркунову. "Мы надеемся, что действия, направленные на решение проблем, последуют", - сказал зампрокурора.

Первый шаг, он трудный самый

Надежда, как известно, умирает последней. Ведь видимых результатов всех благих начинаний и помыслов инвалидам Пермского края ждать, похоже, еще долго.

Например, в деле о железнодорожном вокзале суд не указал в своем решении конкретных сроков, в которые нужно уложиться, а значит - велик риск, что реконструкция затянется надолго. Что касается спецавтобусов, то их приобретение принесет желаемый эффект лишь в том случае, когда власть начнет перестраивать остановки - без этого новые машины зачастую бесполезны.

Но главное все же в том, что человека в коляске на улицах Прикамья заметили. Это первый шаг, а он, как известно, трудный самый. Может быть, дальше будет легче?

Автор: Анастасия Сечина, Пермь
Редактор: Вячеслав Юрин

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ