Архив:

Наперекор судьбе: семь историй о гонщиках, победивших инвалидность

Шестого декабря 1976 года глухая девушка-каскадер Китти О’Нил установила мировой рекорд скорости среди женщин, разогнавшись до 843 км/ч. По этому поводу мы нашли еще шесть примеров того, что сила духа способна перебороть любые слабости тела.

Китти О’Нил

Шестого декабря 1976 года Китти О’Нил установила мировой рекорд скорости для женщин. Дважды промчавшись по поверхности высохшего соляного озера Эльворд (Орегон, США) на ракетомобиле SMI Motivator, она зафиксировала средний результат в 512,71 миль в час, или 843,323 км/ч. Цифры и сами по себе потрясающие, но стоящая за ними история достойна голливудской экранизации. Что, кстати, и было сделано еще в 1979 году: желающие могут найти фильм «Тихая победа: история Китти О’Нил» (Silent Victory: The Kitty O’Neil Story).

Начать следует с того, что в возрасте четырех месяцев Китти заболела корью, свинкой и оспой, в результате чего навсегда потеряла слух. Факт номер один: несмотря на это, она занялась прыжками в воду, да до того успешно, что вошла в Олимпийскую сборную США! На Игры, впрочем, этой отважной женщине поехать было не суждено: врачи констатировали спинальный менингит, который в случае продолжения занятий спортом грозил полным параличом. Факт номер два: на этом беды Китти не закончились — до своего 28-го дня рождения она перенесла еще и две операции по удалению раковых опухолей.

Факт номер три: ничто из произошедшего не помешало О’Нил выйти замуж за каскадера и... самой заняться этой профессией! Ее трюки можно увидеть, например, в культовых «Братьях Блюз» и «Полицейском и Бандите» — да, том самом фильме с черно-золотистым Pontiac Trans Am. Что же до рекорда скорости, то и с этой историей все не так просто. Дело в том, что во время своих самых быстрых заездов Китти О’Нил использовала мощность «Мотиватора»... всего на 60 процентов! Быстрее ей запретил ехать другой каскадер, Хэл Нидэм, заплативший 25 000 долларов (огромные по тем временам деньги) за то, чтобы сесть за руль и побороться за абсолютный рекорд скорости.

То есть, вы понимаете, да? Китти могла стать самым быстрым человеком на планете и, теоретически, впервые преодолеть звуковой барьер, но была «высажена» из кокпита трусливым и амбициозным мужиком, решившим, что абсолютный рекорд скорости — дело не женское. Пока юристы двух противоборствующих сторон выясняли отношения, заезды были приостановлены, а потом и вовсе пришла зима, выпал снег и программу свернули. Нидэм за руль так и не сел, а Китти на следующий год быстрее всех проехала четверть мили (за 3,225 с), но этот результат также не был признан официально. Всего же за активную карьеру, продолжавшуюся до 1982 года, Китти О’Нил установила 22 рекорда скорости на земле и воде.

Алессандро Дзанарди

Иначе как Маресьевым от автоспорта Алекса Дзанарди уже не называют. Карьера этого итальянца складывалась весьма успешно: победа в первой же гонке Формулы-3000 и вице-чемпионский титул по итогам сезона 1991 года, параллельные эпизодические выступления в Формуле-1 в том же и последующем годах, контракт с уже дышащей на ладан, но все еще легендарной командой Lotus на год девяносто третий... Но уже тогда прозвучал тревожный звонок. Алекса, едущего на велосипеде, сбивает машина и переезжает ему ногу, ломая ее в нескольких местах. Конец? Не тут-то было! Дзанарди выходит на старт следующей гонки в Германии, но вылетает с трассы на середине дистанции, не лучшим образом проводит этап в Венгрии... А на тренировке в Бельгии, на знаменитой трассе Спа-Франкоршам, сложная и ненадежная активная подвеска его Lotus 107B ломается в самом страшном месте: посередине «Красной Воды». Вылет, чудовищный удар — и только сотрясение как результат. Тем не менее, Дзанарди пропускает и остаток сезона 1993 года, и начало 1994-го, а когда возвращается в кокпит, выясняется, что скорости Lotus не хватает ни на что. В 1995 году команда на старт уже не выходит, Алексу не достается места в Формуле-1, и после непродолжительных поисков он перебирается за рубеж.

Там-то его и настигает заслуженный успех. Пять поул-позиций и три победы в дебютном сезоне серии CART, знаменитый обгон (фанаты его так и называют — The Pass) в повороте Corkscrew трассы Laguna Seca, чемпионские титулы в 1997 и 1998 годах — и, как результат, возвращение в Формулу-1 в составе Williams. Ненадолго, впрочем: 1999 год складывается для итальянца крайне неудачно, и трехлетний контракт аннулируется уже в конце первого же сезона. 2000 — тишина, 2001 — возвращение в CART, которое, как выяснится позже, изменит жизнь Алекса навсегда.

15 сентября на Лаузитцринге Дзанарди прорвался с самого конца пелетона на первое место, заехал на пит-стоп, а на выезде столкнулся с Патриком Карпентье. Кадры аварии ужасают: от передней части машины не осталось фактически ничего... Дзанарди теряет две трети крови и обе ноги, но не волю к жизни и страсть к гонкам. Всего через два года на специально подготовленной машине с рулевым управлением он заканчивает те тринадцать кругов по Лаузитцрингу, которые в 2001-ом не дала проехать катастрофа. И не просто заканчивает: показанного времени хватило бы для пятого места в квалификации этого же уикенда!

А в 2004 году Дзанарди возвращается в профессиональный спорт. Чемпионат ETCC (позже — WTCC) видел его выступления на протяжении последующих пяти лет. И не просто выступления! За рулем BMW с ручным управлением Алекс выигрывал четырежды — по разу с 2005 по 2009 годы включительно. Нет слов, чтобы в полной мере выразить восхищение этим человеком. Их просто нет. Хотите проникнуться к нему еще большим уважением? Пожалуйста! Алессандро Дзанарди — серебряный и дважды золотой призер Паралимпийских игр в Лондоне’2012 в дисциплине «велосипедный спорт». Эти медали он взял в возрасте 45 лет.

Бартош Осталовски

Этот парень не добился громких побед, чемпионских титулов или рекордных времен. Но то, что он делает, поражает не меньше, а то и больше. Когда в 2006 году Бартош (Бартек) Осталовски попал в серьезнейшую автомобильную аварию, врачам пришлось ампутировать ему обе руки, чтобы спасти жизнь. Положим, водить машину без ног доступно многим (так, как это делает Дзанарди, — никому), но без рук... Нет, это вам не говорить по телефону и курить, придерживая попутно руль коленкой. Это вождение вообще без рук. Да что там вождение — пилотаж!

Бартек придумал уникальную систему управления: одной ногой он давит на газ и тормоз, другой — рулит, а плечом переключает передачи полуавтоматической трансмиссии своей машины! Точнее, двух машин. На подготовленной BMW E30 он принимал участие в польском чемпионате по ралли-кроссу, а на Nissan GT-R участвует в состязаниях по дрифту. Говорить больше нечего, просто смотрите видео.

Матс Ёман

Имя этого шведа на удивление мало известно широкой публике. Узнать о нем можно скорее случайно, в ходе просмотра видео с пилотажем Бартека Осталовски на Youtube. А Матса Ёмана должен знать каждый! Потому что то, что творит этот дядька, осознанию не поддается вообще. Как и Дзанарди, Матс был весьма успешным спортсменом - правда, не автомобильным, а снегоходным. На его счету семь шведских, два скандинавских и один европейский титул чемпиона по сноукроссу.

А потом была авария в России в 1998 году. Сломанная спина и паралич половины тела - в частности, ног и кистей рук. И что? И ничего! Три года спустя Матс начинает гоняться на тачках в шведском чемпионате по ралли-кроссу. На технике мощностью за полтысячи лошадиных сил. Разгоняясь, тормозя и переключая передачи правой рукой и руля левой. Без участия пальцев. Пристегнув бесчувственные ноги к полу, чтобы их не мотало в поворотах. Уверенно обходя гонщиков с полностью функционирующим набором конечностей. Добавить, черт возьми, просто нечего.

Майк Ньюман

Вы когда-нибудь об этом задумывались? Ну, о том, что все эти системы полностью автономного передвижения, которые станут реальностью лет через пять (а пока проникают в мир в виде комплексов автоподруливания, автоторможения и автопарковки), сделаны в первую очередь не для вас, а для таких, как Майк Ньюман? Или вы согласны с нами, снобами-журналистами, заявляющими, что как только машины начнут ездить сами, мы, журналисты, потеряем свой хлеб?

Майку 52 года и он слепой. Машина с автономным управлением стала бы неоценимым помощником в его ежедневных перемещениях. Но в серии подобной техники пока нет — еще и потому, что не готова законодательная база, — и Майк занимается тем, что управляет автомобилями самостоятельно. Причем не просто автомобилями, а такими, как Porsche 911 GT2. И ездит так, как вам и не снилось.

В сентябре этого года Ньюман установил мировой рекорд для слепых водителей, разогнавшись до 299,3 км/ч и находясь в машине один. Понятно, что совсем без помощи не обошлось: за автомобилем Майка ехал инструктор, который по радио давал траекторные подсказки. Умаляет ли это героизм бывшего банковского работника и отца двоих детей? Ничуть. Ах да, еще он успел 1 ноября этого года поставить рекорд скорости на воде (150,6 км/ч), а его благотворительная ассоциация Speed of Sight помогает сесть за руль машины, катера, самолета или мотоцикла и другим слепым людям.

Николас Хэмилтон

У чемпиона мира 2008 года Льюиса Хэмилтона есть брат Николас. В возрасте 18 месяцев врачи диагностировали у него детский церебральный паралич. Чтобы хоть немного понять, что это такое, представьте, что больше половины ваших мышц, в частности ноги, постоянно напряжены до предела, до каменной твердости. Люди с синдромом ДЦП испытывают огромные трудности с движением, многие вовсе не могут ходить. Николас может, но стоит это ему невероятных усилий.

А теперь осознайте. В возрасте 19 лет Хэмилтон-младший получил международную гоночную лицензию, продемонстрировав, в частности, обязательное умение отстегнуться и выбраться из машины менее чем за семь секунд. Бьемся об заклад: большинство читающих эти сроки не вылезут из глубокого гоночного ковша и каркаса безопасности и за десять. Попробуйте на досуге, если у кого есть знакомые гонщики.

Это, впрочем, только полдела. Вот уже третий год Николас Хэмилтон участвует в профессиональных гонках — сначала в британском Кубке Renault Clio, а позже в Европейском туринговом кубке. Участвует наравне со здоровыми людьми, постоянно прогрессирует и зачастую занимает места в середине финишного протокола! Это при том, что до старта первой в жизни гонки он садился за руль какой-либо машины всего шесть раз. Отец Николаса, Энтони, тогда признался: «Год назад я даже и представить не мог, что он самостоятельно будет управлять автомобилем, не говоря уже о вождении гоночной машины». Сила воли и одержимость гонками поистине творят чудеса.

Проект Race2Recovery

Пожалуй, нет на свете более изнурительной в физическом и моральном плане автомобильной дисциплины, чем ралли-рейды. Почитайте на досуге в сети про доктора Сергея Бубновского, врача команды «КамАЗ-Мастер», и про то, как он лечил Чагина и остальных от компрессионных переломов позвоночника. Каждый ралли-рейд — это невероятное, просто невообразимое испытание на выносливость.

Так вот, в Великобритании есть команда Race2Recovery, которая участвует в огромном количестве таких гонок, включая знаменитый марафон «Дакар». В ее составе 32 участника: пилоты, штурманы, механики, менеджеры и так далее. Все они — ветераны войны, в результате ранений получившие те или иные увечия. И они рубятся. Многие часы превозмогают убийственную тряску и не обращают внимание на всепроникающую пыль, доезжают до промежуточного финиша, обслуживают машину, немного спят, а потом едут дальше. И так — этап за этапом, обычно два раза в месяц.

Более того, весь проект Race2Recovery — это не только способ реабилитации для всех ветеранов, которые в нем участвуют, но и площадка для сбора средств на благотворительность. Каждый желающий может поддержать команду, сделав пожертвование на официальном сайте. Собранные средства идут как на текущие командные расходы, так и в пользу реабилитационного центра Tedworth House и фонда помощи раненым солдатам Help for Heroes. О том, как «помогают» нашим ветеранам Великой Отечественной, Афгана и Чечни, в этом свете думать попросту больно и стыдно.

Михаил Конончук

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ