Законопроект вносит поправки в 25 законов и ряд базовых кодексов. Цель закона – «установление системы обязанностей и полномочий органов власти по определению и соблюдению обеспечения для инвалидов условий доступности услуг, объектов и информации». Причем порядки, нормы и процедуры, обеспечивающие доступность среды для различных форм инвалидности, должны быть «взаимоувязаны» - чтобы прийти к единообразию и избежать произвола и саботажа на местах. По планам авторов, «каждому органу власти, работодателю, собственнику объекта, оператору услуги будут законом определены обязанности по отношению к инвалидам» - в сферах «культуры, транспорта, здравоохранения, связи, жилищного, социального и бытового обеспечения», а также правоохранительной и пенитенциарной областях.
Прежде всего, поправки затрагивают пять базовых законов в области культуры: основы законодательства о культуре, о библиотечном деле, о музейном фонде, о господдержке кинематографии, об объектах культурного наследия. Изменения вносятся и в пять «транспортных законов», которыми регулируются предоставление услуг по перевозке пассажиров внутренним водным, морским, железнодорожным, автомобильным и городским наземным транспортом. Прочие поправки касаются законов в сфере здравоохранения, избирательного права, соцзащиты, связи и информации, пенитенциарной системы. Вводится взаимоувязанная и единая для всех отраслей система действий по поэтапному созданию для инвалидов условий безбарьерной среды. С этой целью органам власти будет предписано разработать и реализовать поэтапные планы действий по переходу к полной доступности объектов и услуг.
Законопроектом впервые предусматривается определение не общих условий доступности объектов и услуг, а для конкретных групп инвалидов в зависимости от нарушенных функций организма. Так, все органы власти и поставщики услуг населению, будут обеспечивать, например, инвалидам с нарушениями функции зрения - дубляж текстов голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными шрифтом Брайля, сопровождение инвалида работающим на объекте социальной инфраструктуры персоналом, ознакомление с любой текстовой и графической информацией, допуск сурдопереводчика и собаки-проводника.
Инвалидам со стойкими нарушениями опорно-двигательной системы гарантируется возможность самостоятельного передвижения по объектам, беспрепятственного пользования транспортом и средствами связи, возможности входа и выхода с объекта, посадки в транспортное средство и высадки из него (в том числе с использованием кресел–колясок, спецподъемников). А также возможность кратковременного отдыха в сидячем положении при нахождении на объекте, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, используемых инвалидами - с учетом ограничений их жизнедеятельности. Схожие положения предусматривается ввести для облегчения жизни и других категорий инвалидов, с иными нарушениями структур и функций организма.
Законопроект вводит норму о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности (это любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или иной области).
По мнению разработчиков, улучшение условий доступности услуг приведет к увеличению спроса на них не только со стороны инвалидов, но и широкого круга (по прогнозам авторов, это почти 41 млн человек) других маломобильных групп граждан. Это даст возможность сделать условия их жизнедеятельности более комфортными и одновременно оптимизировать расходы субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с членами семей инвалидов и маломобильных граждан реализация проекта даст возможность сделать жизнь более удобной для 70-80 млн человек.
Вадим Барабанов
Источник: Газета Солидарность