Архив:

Пойти в школу наравне с другими. Как сделать так, чтобы возможность учиться для особых ребят не была ограничена

В России лишь 30 тысяч детей-инвалидов учатся в общеобразовательных школах, 260 тысяч - в специализированных и 177 тысяч вообще нигде не учатся. С 1 сентября вступил в силу новый закон об образовании, который предполагает, что двери в школу будут открыты детям с ограничениями здоровья. О том, что нужно сделать, чтобы возможность учиться для особых ребят не была ограничена, рассказала Валентина Чернявская, заслуженный учитель, консультант-эсперт по инклюзивному образованию.

- В чем заключается идея инклюзивного образования?

- Дети с инвалидностью учатся в общеобразовательных школах, в классах вместе с другими детьми без инвалидности. Благодаря такому обучению ребята с особыми образовательными потребностями начнут чувствовать себя полноправными членами общества, а их здоровые сверстники научатся относиться к ним как к равным.

- Может ли переход в обычную школу быть болезненным?

- Да, если ребенка, имеющего инвалидность, посадить за парту в класс, не готовый его принять. В рамках проекта «Необычный класс в обычной школе» мы проводили уроки доброты. В класс приходили молодые люди с инвалидностью и в игровой форме рассказывали детям о тех барьерах, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни. Например, ребятам предлагают попытаться разрезать лист ножницами, надев варежки, или сказать что-то, набрав в рот воды. Так они могут примерить на себя разные роли и понять, как помочь своему особому однокласснику преодолеть те или иные ограничения. Кроме того, побывав на уроке доброты, ребенок с восторгом рассказывает об этом родителям, что, возможно, поможет изменить их скептическое отношение к инвалидам.

- Почему некоторые родители негативно относятся к появлению инвалида в классе?

- Это наследие советского прошлого, когда инвалид не мог быть частью здорового общества. Они не привыкли видеть человека с ограниченными физическими возможностями рядом с собой. Зачастую именно у таких родителей дети будут дразнить и обижать особого ребенка. Дети в отличие от взрослых не имеют предрассудков. Они смотрят на реакцию родителей и уже через эту реакцию выбирают способ дальнейшего общения. Если дети без инвалидности еще в детском саду будут общаться с особыми ребятишками, они не будут даже замечать, что эти дети другие.

- Как должна быть построена работа педагога?

- Учителю нужно прикладывать усилия к развитию способностей каждого ребенка, а не исправлять его дефекты. Особый ребенок вполне может успешно окончить школу, поступить в институт и получить профессию, но дается это ему гораздо труднее, чем обычному подростку. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Необходимо дать ребенку шанс, а не решать, на что он способен. Впрочем, учителя редко признаются в том, что не знают, как организовать работу с таким ребенком, не навредив ему. Им легче сказать, что "он не тянет программу".

- Какие проблемы в сфере образования сейчас испытывают родители детей с инвалидностью?

- Прежде всего они не могут отстоять права своих детей на образование. Россия приняла Конвенцию ООН по правам инвалидов 27 апреля 2012 года. Но механизмы реализации находятся в стадии обработки, поскольку не ратифицирован факультативный протокол, который позволил бы обращаться с жалобами на нарушение прав в Комитет ООН. Родители возмущены тем, что их детей ограничивают в правах, не давая им обучаться в обычных школах. Однако, даже добившись места за партой, родители вынуждены вскоре забрать ребенка, поскольку специальные образовательные условия отсутствуют. Количество же коррекционных школ сокращается. Ребенку зачастую приходится ехать в другой город, надолго покидать семью, чтобы учиться в специализированной школе-интернате.

- Внедрение инклюзии нельзя представить без физической доступности образовательных учреждений. Какие условия должны быть созданы для этого?

- Многие дети не способны самостоятельно добраться до места обучения, поэтому необходимо обеспечить удобный проезд ребенка до школы. Доступность транспорта, к сожалению, пока оставляет желать лучшего. Социальное такси проблемы не решает, так как его нужно заказывать за несколько дней, услуга не предоставляется бесплатно. Кроме того, многие школы сейчас не оборудованы пандусами, а там, где они есть, установлены под углом 60 градусов вместе положенных 15, а поручни вообще отсутствуют. Кроме того, архитектурные особенности здания порой не позволяют установить лифт, что затрудняет подъем по лестнице. Проемы в туалетах остались прежними – на коляске не проехать, не развернуться. Также в помощь слабовидящим детям необходимо использовать яркие цвета в разметке коридоров в противовес традиционным серым стенам.

- Чем инклюзия может быть полезной обществу?

- Образование – это средство последующего трудоустройства инвалидов. На сегодняшний день доля трудоспособного населения идет на убыль и в скором времени не сможет содержать неработающих, в том числе и инвалидов. Человек с инвалидностью, получивший высшее образование, за 6-7 лет способен окупить своим трудом все затраты государства на его обучение. Он больше не воспринимается обществом как иждивенец. Развитие инклюзивного образования - это первый шаг к созданию инклюзивного общества, подготовленного к принятию разных по способностям людей. Мы переосмысливаем систему человеческих ценностей и постепенно начинаем видеть в каждом человеке личность независимо от его физического или психологического состояния.

Анастасия Андронова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ