Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Театры Санкт-Петербурга: вход свободен, но не всем и не всегда

Театральным традициям Санкт-Петербурга почти столько же лет, сколько и городу на Неве. Но для двух с половиной процентов его жителей вечерний выход в театр — дело трудное, а то и невозможное: человек в инвалидной коляске не всегда может попасть в его здание и найти удобное место в зале. Эти и многие другие проблемы демонстрирует рейтинг доступности театров Санкт-Петербурга для инвалидов, подготовленный «Социальным навигатором».

В соответствии с госпрограммой «Доступная среда» к 2015 году ни в одном объекте культуры в России не должно быть непреодолимых для инвалидов препятствий. Но в Санкт-Петербурге, где каждый камень дышит историей, многие театры располагаются в зданиях, охраняемых государством как памятники культуры. В них невозможна серьезная перестройка и переоборудование.

Требуется многое

Составители рейтинга доступности театров г. Санкт-Петербурга для инвалидов проанализировали, насколько удобно посещение людьми с особыми потребностями 42 драматических, оперных, балетных, музыкальных, кукольных театров второго по величине города России. В основу критериев оценки были положены три принципа: адаптированность для инвалидов, безопасность и информативность.

Оценивали возможность добраться до театра, изучали, нет ли на пути ступеней и других препятствий, предусмотрены ли места для инвалидов в зрительном зале, специальное оборудование для слабослышащих и слабовидящих. Обращали исследователи внимание и на то, какова ширина проходов, установлены ли пандусы, ограждения, поручни, подъемники и даже на какой высоте зеркала и электрополотенца в туалетах.

По словам руководителя проектов Московского института социально-культурных программ Павла Степанцова, высокие баллы в рейтинге приносило театру расположение менее чем в полукилометре от остановки транспорта, собственная стоянка для личных автомобилей зрителей, не менее чем 10% мест на которой предназначено для парковки авто инвалидов. Пешеходный маршрут от парковки до входа не должен пересекаться с транспортным движением.

У входа, доступного для человека на коляске, кнопка вызова персонала должна быть на высоте от 85 см до метра, иначе до нее трудно дотянуться. И, конечно, вход для инвалидов нельзя оборудовать турникетами и автоматическими дверями, а обычные двери должны открываться в сторону, противоположную пандусу.

Немаловажная деталь: окна информации и продажи билетов, буфетные и гардеробные стойки — не более чем в метре от пола, а стенды и афиши — не ниже 1,5 и не выше 4,5 м. Поручни, подсветка лестниц, пандусов, дверей и указателей, цветовая маркировка ступенек и перепадов высоты — это и многое другое необходимо в театре, доступном для всех. Но главное — количество предусмотренных для людей в колясках мест в зале. При вместимости в 50–75 человек их должно быть не менее трех, а для зала на 300–400 мест — как минимум восемь.

Доступ дан

По понятным причинам, соответствия всем требованиям легче достичь не в историческом, а в новом здании, особенно если всё предусмотрено на стадии проектирования. Лидер рейтинга — новая сцена Государственного академического Мариинского театра, открывшаяся в мае 2013 года.

«Новая сцена — Мариинский-2 — построена по проекту канадского бюро Diamond Schmitt Architects и оснащена в соответствии с современными международными требованиями к общественным пространствам. Здание оборудовано удобным пандусом, просторными лифтами, туалетными комнатами, специальными местами для зрителей с ограниченными возможностями передвижения», — рассказала пресс-атташе Мариинского театра Оксана Токранова.

Первая сцена Мариинского театра, расположенная в историческом здании 1860 года, по объективным причинам занимает в рейтинге 11-ю позицию. «Однако посещение ими театра возможно и не является чем-то исключительным: сотрудники административного корпуса оказывают им, их родственникам и сопровождающим максимальную помощь, чтобы сделать визит в театр комфортным и праздничным событием», — сообщила она.

Руководство Мариинского театра надеется, что после реконструкции исторического здания, которая уже планируется, все требования доступности будут учтены. В тех театрах, где реконструкция или переоборудование уже произведены — государственном музыкально-драматическом театре «Буфф», Большом театре кукол, Молодежном театре на Фонтанке, — многие проблемы удалось решить.

«Возможность принимать зрителей с особыми потребностями появилась у Большого театра кукол в 2008 году, во многом благодаря спонсорской поддержке. Сегодня у нас есть лифт на второй этаж и платформа для подъема инвалидных кресел в зрительный зал, где выделены места для них. Оборудован специальный туалет»,  — рассказал директор занимающего вторую строчку в рейтинге Большого театра кукол Александр Калинин.

На малую сцену БТК по крутой лестнице человеку на коляске пока что попасть трудно, однако в театре обнадежили: в перспективе решение обязательно найдут. А уже 1 декабря 2013 года состоится премьера спектакля «Снежинка, которая не хотела таять» в полностью доступном для инвалидов-колясочников новом камерном пространстве на первом этаже.

Детский интеграционный театр «Куклы», показатели доступности которого тоже очень высокие, с самого начала создавался именно для того, чтобы на спектакль могли прийти любые зрители. «Несколько лет назад Георгий Чижов и Ольга Хохлова, были шокированы тем, какими сложностями сопровождается посещение „современного“ театра у ребенка с ограниченными возможностями, каково нездоровое внимание окружающих к нему, и задумали создать профессиональный театр, удобный для всех», — рассказывает администратор Надежда Яковлева.

Идею поддержали единомышленники: актеры, режиссер, художники. ДИТ „Куклы“, в спектаклях которого гармонично сочетаются элементы драматического, кукольного, пластического и музыкального театра, начал работу в 2008 году, а с 5 апреля 2010 года у него появилось собственное помещение, адаптированное для людей в инвалидной коляске: там широкие дверные проемы, пандусы, специально оборудованный туалет.

В небольшом зрительном зале вместо привычных кресел — разноцветные пуфы. Спектакли, мастер-классы, творческие встречи сопровождаются сурдопереводом, а в студии при театре вместе с обычными детьми занимаются и имеющие особенности развития. Только вот 50 мест в зале мало. В Петербурге 13 759 детей-инвалидов, а ДИТ «Куклы» работает и со взрослыми зрителями с задержками в развитии.

До театра дойти нелегко

Прежде чем войти в театр, до него нужно добраться. «В метро нас пускают крайне неохотно. В городе есть низкопольные троллейбусы и автобусы, но водители подъезжать поближе к остановке не хотят или не могут из-за припаркованных автомобилей. Нам приходится прыгать на коляске с поребрика на асфальт, потом просить кого-то помочь подняться в автобус. Неудобно, да и коляски ломаются, а ремонтировать их негде», — говорит сотрудник организации «Доступная среда» Сергей Тимохин.

«Хорошо бы кто-то из нашей администрации устроил акцию: сел в коляску и попробовал доехать с утра из дома на работу в общественном транспорте, не вставая с коляски, со связанными ногами. На сто процентов уверены: сделать он это не смог бы», — говорит исполнительный директор специализированной туристической компании для инвалидов «Либерти» Мария Бондарь.

Когда сложный путь от дома до театра удается преодолеть, возникают новые препятствия. Кроме того, даже у зданий, доступных для инвалидов в физическом отношении, часто страдает доступность информационная.

«Человек на коляске подъехал к театру и видит высокое крыльцо со старинной мраморной лестницей. Возможно, с другой стороны пологий вход или здесь есть кнопка вызова сотрудника, который принесет мобильный пандус или подъемник. Но ни в билетах, ни на сайте театра об этом не сказано», — говорит член экспертного совета Фестиваля социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей» Андрей Анисимов.

Редкие гости

Мало в каких театрах есть специально предназначенные для инвалидов места. На вопрос об этом руководители обычно отвечают: «Вот здесь, в принципе, можно поставить…». В результате зрители в колясках сидят там, где угол обзора неудобен: в проходах или боковых ложах, в узкие двери которых коляска проходит далеко не всегда.

«Администрация большинства театров не видит, что здание плохо адаптировано для нужд людей с ограниченными возможностями, и даже не понимает, в чем состоят проблемы. Это потому, что из-за многочисленных трудностей такие зрители приходят к ним крайне редко. Получается, что они „в слепой зоне“: об их потребностях в театрах не знают», — уверен Павел Степанцов, руководитель исследовательской группы.

«Пока что посещение большинства театров Санкт-Петербурга возможно, скорее, в „ручном режиме“ — с предварительным согласованием, поиском компромиссов», — говорит эксперт. Выражая готовность помочь зрителю с особыми потребностями: вкатить коляску, найти место в проходе, внести человека в зал («Вы предварительно позвоните, мы что-нибудь придумаем»), в театрах не представляют, что конкретно нужно сделать.

«Число людей с инвалидностью, желающих воспользоваться доступом в театр, удручающе мало. Нужно, чтобы они посещали театр наравне и вместе с обычными зрителями, а не целевым образом в компании с другими колясочниками», — считает директор БТК Александр Калинин. По его мнению, нужно сделать доступными для людей с ограниченными возможностями даже не театры, а информацию о том, что здесь их ждут.

216dceec3312fbc258cf636ff3998b5d.jpg

Ирина Зубкова

Источник: РиаНовости

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ