Архив:

Эти классные «бэшки»

«Завтра – в новый класс. Страшно». Эту запись в своем личном дневнике шестиклассник Антон Рыбалко сделал год назад. У него – детский церебральный паралич. Учиться в обычной, а не коррекционной школе – решение Антона. Мужественное, каких в своей короткой пока еще жизни он успел принять множество.

Они сидели в школьном холле на скамеечке рядом, удивительно похожие, одинаково улыбаясь. И только когда встали, я увидела неловкую походку мамы, Ольги Владимировны, и такую же, словно ноги связаны невидимыми путами, у Антона. Вот так, под любопытствующими взглядами окружающих, живут мать с сыном. Впрочем, оба давно привыкли и не задают судьбе лишних вопросов.

Он вжимается в стену, когда на перемене ребячий народ превышает положенную скорость передвижения по школьным коридорам. Потому что с рождения привык вжиматься и закрываться от мира. До того момента, как Антон Рыбалко пришел учиться в 6 «Б», ему часто напоминали о том, что он – ребенок с ограниченными возможностями.

– Слишком часто, – еле слышно подтверждает Ольга Владимировна, – всю жизнь мы с сыном чувствуем это повышенное внимание. Я проблемная, он проблемный. Правда в том, что часто папы и мамы запрещают своим детям общаться с такими, как мой Антоша. В другой школе, не скажу, в какой, он был изгоем. Родители провели собрание, на котором ясно сказали: «Не хотим, чтобы ребенок с ДЦП учился с нормальными детьми». Мы отчаялись. А потом нашли 53-ю школу. Я пришла на собрание, и педагоги с родителями сказали себе и нам: «Антон такой, какой есть, и он будет, если хочет, учиться в этой школе, по обычной программе, среди своих сверстников». Нам в тот момент очень нужна была такая поддержка. Ведь жить- то ему с этими людьми, в этом мире, а не в коррекционном. Но мы боялись. Он – того, что дети не будут с ним общаться, я – что их родители со мной. Антон три недели не спал перед этим…

На лестнице нас бодренько обогнал незнакомец, забрал у Антона ранец и так же легко удалился. Да что происходит? «Лёха, его верный «оруженосец», – представился одноклассник Антона Алексей Григорьев, и еще есть Артур Леонтьев, мы вместе ему помогаем, так решили всем классом».

– Так не забывай о своих обязанностях, – корит Алёшу староста 6 «Б» Дарья Плотникова. – Вы не думайте, мы все за Антоху горой. Потому что класс у нас – самый дружный на свете.

Красиво!

В комнате Антона висит распорядок дня. Вот какие пункты в нем значатся. Зарядка, бег по утрам, тренажеры, бадминтон и три километра пешком – каждый день. Четыре остановки из дома до школы и обратно он проходит пешком. Серьезно занимается музыкой (на дому, потому что в музыкальную школу его не берут из-за диагноза. – Прим. авт.), пишет собственную, увлечен рисованием, поэзией, пробует себя в прозе, спорте и еще много в чем, до чего не доходят руки и ноги многих здоровых детей. Пару лет назад стал дипломантом краевого конкурса «Поющий Кеша» с песней «Красиво» из репертуара Валерия Меладзе. И держался на сцене тоже очень красиво. Когда в числе победителей назвали его имя, зал встал. А талантливый мальчишка сидел в кресле и не мог сдвинуться с места – ноги от волнения отнялись. Антон почти отличник и по итогам общешкольного конкурса единогласно, советом учеников, родителей и учителей, получил звание «Ученик года». Учиться на одни пятерки ему мешают частые ОРВИ и аллергия: иногда от отеков ребенку дышать трудно, тут уж не до учебы. По этой же причине не осуществима его мечта завести дома кошку или собаку. «Решили не рисковать, – гладит непослушные вихры на голове сына Ольга Владимировна. – ДЦП и ноги – не главная наша проблема, мы привыкли. Куда сложнее уберечь его от вирусов, ОРВИ, с его осложнениями…».

eaf3ca3ebe2e3a9599f7f4679cc07a06.jpg

– Антон, давай про самые главные увлечения твоей жизни!

– Музыка, пожалуй, и поэзия. Любимые композиторы – Бетховен и Моцарт. Немножко и сам пробую писать музыку. Тяготею, по-моему, к классике. Композиций пока немного, и они все разные. «Весеннее настроение», например, – мажорное. Дело весной было, мы после школы гуляли с ребятами, а потом легко все написалось. «Прелюдия» – минорная, грустная, я болел тогда, вот и навеяло. Из любимых поэтов – Пушкин, особенно нравится «Узник». «Зовет меня взглядом и криком своим и вымолвить хочет: «Давай улетим!». Это ведь немножко и про меня тоже…

– А кем ты хочешь стать?

– Писателем. Во всяком случае, буду стараться.

«Ты – наш»

Отправляясь на самый необычный в учительской практике классного руководителя 6 «Б» класса школы № 53 Ирины Суворовой классный час, я уже многое знала об этом замечательном ребенке. Удивительна сама история появления Антона здесь. С каждым годом в Барнауле появляется все больше школ, оборудованных пандусами, поручнями, вертикализаторами – специально для того, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно среди обычных ребятишек. До 53-й очередь пока не дошла, но именно ее выбрали Антон и его мама, потому что Ирина Суворова, предварительно посоветовавшись с детьми, их мамами и папами и заручившись их одобрением, предложила Рыбалко: «Переходите в наш 6 «Б»!».

– Пандусы, поручни, вертикализаторы – это все замечательно и правильно. Но дело не только в этом, – размышляет Ирина Сергеевна. – Наши дети как-то сразу сердцем поняли, что Антон – один из них. И с родителями я говорила, опираясь на этот железный аргумент. Наши дети взрослеют, и самое время объяснить им, что такое человечность, душа, любовь к ближнему. Эти качества не ушли из нашей жизни, нет. Но они часто прячутся где-то глубоко внутри человека. Я хочу, чтобы мои шестиклашки не росли слепыми и глухими. Наш Антоша – как раз тот человечек, который всех сплотил, научил доброте. Думаю, никто из детей не пожалел, что он теперь с нами.

Да, похоже, права Ирина Суворова: нам и впрямь впору поучиться взрослому отношению к жизни у детей. Староста Дарья, переглянувшись с одноклассниками и взвешивая каждое слово, объясняет мне самые главные вещи в жизни:

– Антона называют человеком с ограниченными возможностями здоровья, но мы этого просто не замечаем. Он хороший друг и часто справляется там, где у нас не получается. Здорово выручил класс на «Зарнице» – без него 6 «Б» просто не выиграл бы. Нарисовать что- то, стихи написать или прочесть – это все Антон. В нашей школе его никто не обижает и не обзывает. А если мы видим такое на улице, то объясняем человеку, что мы все разные, и не важно, если ты выглядишь не так, как все остальные. Главное в человеке – душа.

– Ребята, а если в старших классах Антон все же решит уйти в специализированную школу?

– Не отпустим!

P. S.

Свои мысли по поводу данной проблемы читатели могут высказывать по телефону 36-22-28.

Тамара Попова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ