Архив:

Собака бывает… лечебной

То, что собака — друг человека, мы знаем с детства. Но мало кому из нас известно, что четвероногие питомцы могут быть еще и докторами. Они, конечно, не поставят вам диагноз и не выпишут рецепт,  зато общение с ними поможет справиться с депрессией и окажет терапевтический эффект в борьбе с целым рядом заболеваний. Кстати, лечение и реабилитация при помощи специально подобранных и обученных собак имеет научное название — канистерапия.  Этот относительно новый в мировой медицине метод оздоровления в последнее время стал активно использоваться и в Ульяновской  области.  

Лохматые доктора исцеляют детей от замкнутости, беспокойства и жестокости

Вот уже год реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Восхождение», что в Больших Ключищах, совместно с Клубом служебного собаководства ДОССАФ России организует для своих маленьких пациентов сеансы канистерапии. О первых шагах в этой области и достигнутых успехах «Комсомолке» рассказала заместитель директора реабилитационного центра Людмила Дырночкина.

Студент Шарик, вы стали терапевтом

В конце прошлого года наш центр принимал участие в областном благотворительном мероприятии «Ребята и зверята — вместе, а не вместо», где мы представляли свою программу по фелинотерапии (лечению кошками). Там  мы познакомились с директором Ульяновского клуба служебного собаководства ДОСААФ России Аллой Андреевой, которая и предложила начать совместную работу по канистерапии.

– Реабилитацию в нашем Центре дети проходят сменами. Продолжительность смены — восемнадцать дней. За это время мы обычно проводим два-три занятия с собаками, – рассказывает Людмила. –  На каждое такое занятие к нам привозят десять-двенадцать животных, которых, разумеется, сопровождают хозяева. Сначала перед ребятами разворачивается настоящее представление, в котором принимают участие все четвероногие доктора. Это выступление вызывает у детей такой восторг, такой взрыв положительных эмоций!

Далее занятие проводится в небольших группах, отдельно для ребят с различными особенностями и заболеваниями. Для каждой категории детей собаки подбираются индивидуально: для ребят с ДЦП одни, для малышей с нервно-психическими расстройствами — другие.

Надо сказать, что далеко не каждая собака подходит для такой работы. Прежде чем приступить к лечению, четвероногие доктора  проходят соответствующую подготовку и получают специальное образование. По мере обучения лохматым студентам даже присваивается определенный «институтский» уровень, который зависит от того, чему научилась собака, и какие команды она освоила.

Не панацея, конечно, но…

Общение с животными, и особенно с собаками, помогает развитию у ребенка коммуникативных навыков. Это актуально прежде всего для детей с синдромом аутизма, которые плохо идут на контакт с окружающими. А через общение с собаками такие дети постепенно начинают взаимодействовать с другими людьми. И с каждым следующим занятием прогресс становится все заметнее.

- Есть среди наших пациентов и гиперактивные дети, – продолжает Людмила Дырночкина. –  Это ребята непоседливые, непослушные, они постоянно отвлекаются и не могут ни на чем сосредоточиться. Такие дети у нас занимаются с собаками, отличающимися спокойным нравом. Малыши их гладят, расчесывают, общаются с ними и сами постепенно начинают успокаиваться.

Хочется отметить, что сеанс канистерапии ребята  воспринимают не как занятие, а как увлекательную игру. Иногда мальчики и девочки даже повторно приезжают в центр ради того, чтобы вновь пообщаться со своими четвероногими друзьями. Надо видеть счастливые лица ребят, когда они кидают мячик своим терапевтам, а те, радостно подпрыгивая и виляя хвостом, приносят его обратно! А сколько восторга бывает, когда дети получают возможность порезвиться вместе с ними! При этом снимается психоэмоциональное напряжение, что особенно важно для детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Очень нравятся маленьким пациентам и зимние занятия, во время которых ребята катаются на собачьих упряжках. Интересно, что именно здесь дети с ДЦП (а они имеют серьезные проблемы с двигательным аппаратом) начинают активно двигаться, чему немало способствует мощный всплеск положительных эмоций. Желание прокатиться с ветерком, погладить или хотя бы потрогать добродушного лохматого симпатягу — это уже хороший стимул, заставляющий таких деток протянуть руку, пошевелить пальцами... 

- Конечно, канистерапия — это не панацея, а только один из вспомогательных методов реабилитации, использующийся наряду с занятиями у психологов, логопедов и т.п., – говорит Людмила. –  Мы делаем в этой области лишь первые шаги, но позитивные моменты уже заметны.

Слабых обижать нельзя

Огромный положительный эффект канистерапия дает при работе с агрессивными детьми. Таким ребятам предлагается общение с маленькими, беззащитными собачками – чтобы дети понимали, что они в ответе за них, что их нельзя обижать, как нельзя обижать всех слабых и беззащитных.

- Кроме таких занятий мы проводим и другую работу, способствующую снижению агрессивности у детей, – рассказывает директор Центра. -  Например, сотрудничаем с приютом для бездомных собак. Однажды мы принимали участие в организации выставки, где каждый сердобольный посетитель мог забрать понравившееся животное домой. Щенки и взрослые собаки там сидели в клетках, и рядом с каждым животным стояла табличка, где описывалась его история (как правило, грустная). А еще для каждой собачки, ждущей своего хозяина, мы с ребятами сшили цветные бантики, в которых животные смотрелись нарядно и трогательно. Ребята с удовольствием мастерили эти бантики, а мы объясняли им, как это будет здорово, если очаровательную дворняжку с таким замечательным бантом какой-нибудь одинокий старичок заберет к себе и станет ей другом.

Дословно

Директор Ульяновского клуба служебного собаководства ДОСААФ России Алла Андреева:

- Для занятий с детьми отбираются собаки тех пород, у которых отсутствует агрессия. Это хаски, золотистые ретриверы, лабрадоры, колли, самоедские лайки. Как правило, эти собаки любят детей, им нравится, когда ребята их гладят, тискают... Даже если ребенок случайно сделает собаке больно, она не будет проявлять по отношению к нему агрессию. С четырех месяцев щенки начинают обучаться, и уже во время дрессировок становится понятно, каких именно собак можно будет впоследствии использовать для канистерапии. Если собака обладает хорошей нервной системой, ласкова, аккуратна, общительна и если хозяин согласен на то, что его подопечный будет принимать участие в лечении  детей, то мы продолжаем обучение в этом направлении.  

Бывают ситуации, когда завести ребенку собаку советует психолог или врач. Здесь очень важно выбрать пса не той породы, которая нравится родителям, а той, представители которой любят детей и умеют с ними общаться. Я знаю случаи, когда родители заводили лабрадоров и колли, и это положительно сказывалось на здоровье и развитии ребят. А вот случай, когда мама приобрела немецкую овчарку, ни к чему хорошему не привел — с ребенком собака так и не поладила. И ничего удивительного, ведь это служебная собака. 

Светлана Чернышова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ