Архив:

Инвалида защищает закон

Заключенные ранее договоры о семейном обучении должны исполняться!С начала нового учебного года в «МК» cтали поступать жалобы родителей на начавшееся отчисление из школ детей, находящихся на семейном обучении. Самым отчаянным было письмо мамы сразу трех малолетних инвалидов из Южного Бутова. О том, что в этой ситуации законно, а что — нет, «МК» рассказала директор правового департамента Минобрнауки Марина Лукашевич.

Заключенные ранее договоры о семейном обучении должны исполняться!

— Марина Борисовна, родители жалуются, что, ссылаясь на новый Закон «Об образовании», школы расторгают заключенные ранее договоры о семейном обучении и заставляют писать заявления об отчислении детей. А ведь оно касается в первую очередь ребят с ограниченными возможностями. В чем проблема?

— Видимо, в недостаточной информированности наших граждан, несмотря на всю разъяснительную работу, которая проводится! Действительно, появилась информация, что московские школы стали обзванивать родителей, чьи дети обучаются по семейной форме, с предложением написать заявление об отчислении детей из школ. Между тем и мы, и Департамент образования Москвы не раз давали разъяснения по этому поводу. Неоднократно говорилось, что отчислить ребенка, если родитель не написал заявления, нельзя, и уж тем более требовать с родителей написать его школа не вправе. Выбор формы получения образования — право родителей школьников, и в этом смысле в Законе «Об образовании» ничего нового не появилось и появиться не могло. Эти же нормы закреплены и в Семейном кодексе!

— Но что-то же изменилось, иначе откуда эти проблемы?

— Семейная форма была в законе 1992 года и сохранена в нынешнем. Просто сейчас более четко прописано, что получают ее вне образовательной организации. И есть еще один нюанс. Общее образование является расходным обязательством регионов. Рассчитывается норматив, который должен обеспечить освоение федерального государственного образовательного стандарта, а на его основе формируется госзадание, которое доводится до школы. Если речь идет об освоении программы в школе, в затраты входят расходы на заработную плату, учебники, промежуточную и итоговую аттестацию, прочие сопутствующие обучению вещи, возможно, медико-психологопедагогическую помощь нуждающимся. Но при семейном обучении ребенок приходит в школу только подтвердить то, чему его научили дома. И в этом случае школа, по логике, должна получить деньги только на прохождение итоговой и промежуточной аттестации. Максимум — на учебники для детей на «семейке» и соответствующую при необходимости помощь, о которой я уже упоминала. Других взаимоотношений у школы и родителей формально нет. Из этого и исходят регионы при расчете норматива для семейной формы. Однако в отдельных регионах, и в частности в Москве, было предусмотрено, что родителям предоставляется определенный норматив на семейное обучение ребенка.

— Вы имеете в виду денежные средства? Но ведь родители их лишились!

— По объективным причинам семейная форма получения ребенком образования для семьи затратнее, чем при обучении в школе. Однако система образования сегодня готова предоставить различные условия, учитывающие потребности и возможности ребенка. Возможно даже сочетание разных форм. Например, чтобы часть программы осваивалась детьми на семейной форме, а часть — в образовательной организации. Не забывайте: до 10 часов внешколки заложены в основном стандарте и финансируются из бюджета. Выстроить индивидуальную траекторию образования сегодня можно и в обычной школе — новый образовательный стандарт такую возможность предоставляет!

— Но все-таки что у нас с выплатами за «семейку», которые раньше родители получали, а по новому Закону «Об образовании» перестали? Даже инвалиды!

— Закон «Об образовании» тут ни при чем. Вводить или нет какие-либо поддерживающие выплаты различным категориям граждан, определяют регионы. И данное полномочие больше к социальной поддержке имеет отношение, чем к образованию. Несмотря на то что ряд регионов деньги родителям на семейном обучении доводили через школы. Вводить такие выплаты или нет, субъекты решают сами. Однако в отношении детей-инвалидов Федеральный закон 181-ФЗ («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») очень жестко закрепил, что таким семьям компенсируются затраты на образование при освоении общеобразовательных программ на дому. Так что семья из Южного Бутова, о которой вы писали, при надомном обучении эти деньги должна получать.

И, что важно отметить, по детям, которые уже на семейной форме, школы однозначно должны были выполнить заключенные с ними договоры. Заставлять родителей забирать этих детей с «семейки» нельзя, но оказалось проще сказать родителям: такой уж закон приняли, школа здесь ни при чем, а вы пишите заявления об отчислении. И меня это очень беспокоит! Несмотря на принятый закон, позволяющий создавать различные условия для развития детей, проводимую министерством разъяснительную работу (работает «горячая телефонная линия», идут интернет-консультации, проводятся семинары — информация доступна на официальном сайте, как доходит до правоприменения — так возникают проблемы.

— Тем не менее родители говорят, что в школах, ссылаясь на «указания сверху», их заставляют писать заявления об отчислении и перезаключить договоры. Причем не в какой-то одной школе, а в самых разных!

— Вы знаете, я посмотрела методические рекомендации Москвы, на которые все ссылаются. И в них не идет речь о детях, которые уже обучаются по семейной форме. Говорится исключительно о родителях, которые только собираются переводить детей на семейную форму.

На еженедельных селекторах департамента также отмечалось, что нельзя отчислять детей и не выполнять обязательств, что все дети, принятые до 1 сентября, должны доучиться весь срок на тех условиях, на которых был заключен договор, включая денежную компенсацию родителям. Все принятые обязательства должны выполняться до завершения срока договоров. Закон не имеет обратной силы! А чтобы он не распространялся на прием этого года, мы специально предусмотрели его вступление в силу лишь с 1 сентября. Да и методические рекомендации Москва направила также после 1 сентября. Все было сделано для того, чтобы не возникало сложностей ни у кого из участников образовательных отношений!

— А могут ли дети на семейном обучении посещать бесплатные школьные кружки и участвовать в олимпиадах? А то некоторые родители жалуются, что им и этого не разрешают, т.к. дети больше «не в контингенте» школы.

— Законом «Об образовании» введено понятие «обучающийся». Это и учащийся, осваивающий образовательную программу в школе, и экстерн, приходящий туда только на промежуточную и итоговую аттестацию. И права у них — и на олимпиады, и на кружки — абсолютно равные! Экстерн тоже в контингенте школы в целом. Просто он не в контингенте учащихся — тех, за качество обучения которых отвечает школа.

— Может, все проблемы из-за того, что нужны федеральные разъяснения?

— Соответствующие рекомендации мы подготовили. Предполагаю, что выйдут в ближайшие дни. Мы-то исходили из того, что применение коснется будущего приема, а никак не детишек, уже зачисленных по семейной форме, а потому планировали направить их в регионы в конце года, чтобы следующим летом, к началу приемной кампании, они спокойно приняли свою нормативку. Но ситуация немного изменилась.

— Вернемся к письму мамы трех детей-инвалидов из Южного Бутова, которую заставили написать заявление о расторжении договора о семейном обучении. Всего у нее пятеро детей. Трое из них инвалиды: старший сын 14 лет и две девочки-сироты, взятые под опеку, — 15 и 7 лет. У всех троих — ДЦП с серьезными нарушениями умственной деятельности. Плюс мальчик-колясочник, а у старшей девочки эпилептические приступы. Что ей посоветуете?

— Совершенно понятно, что своими силами дать таким ребятишкам образование маме очень сложно. На мой взгляд, в данном случае лучшим вариантом было бы надомное обучение: ребенок зачисляется в образовательную организацию, откуда к нему приезжает учитель. При такой форме, кстати, если у мамы есть соответствующее образование, школа может рассмотреть вариант заключения трудового договора непосредственно с мамой в качестве учителя. У нее и опыт работы с такими детьми есть! И тогда помимо компенсации за надомное обучение она могла бы получать и заработную плату как педагог. Не надо держаться за семейную форму, если она не подходит в какой-то конкретной ситуации! Сегодня появилось много других вариантов, о задействовании которых должны думать школы. Им надо выстраивать взаимоотношения с родителями, а не заставлять их писать заявления об отчислении детей.

— Большинство, включая героиню материала «МК» из Южного Бутова, их уже написали. Как им теперь быть?

— Одного рецепта нет. Необходимо разбирать каждую ситуацию индивидуально. Смотреть, как были оформлены взаимоотношения со школой до заявления. Когда было написано заявление и было ли, как после этого были оформлены взаимоотношения. И исходя из этого находить взаимоприемлемые варианты оформления отношений школы и родителей. И, возможно, в итоге, если мы вернемся к случаю героини вашего материала, это будет совсем не семейная форма.

Марина Лемуткина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ