Архив:

Выше барьеры

Инвалиды Челябинской области в суде обвиняют чиновников в дискриминации

Константин Черкасов — инвалид-колясочник. Еще в прошлом году он в судебном порядке добился решения об установке пандуса на крыльце его подъезда. Администрация города Златоуста, где живет Константин, должна была исполнить постановление суда не позднее первого июля этого года.

Но когда время вышло, чиновники попытались получить дополнительную отсрочку. Суд им отказал. Константин Черкасов счел, что мэрия нарушила его право на свободу, возможность работать и получать медицинское обслуживание и подал против мэрии города новый иск. Инвалид обвиняет администрацию Златоуста в дискриминации и требует выплатить ему двести тысяч в качестве компенсации за причинение морального и материального вреда.

Как рассказала председатель Челябинского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Елена Куртеева, в законодательстве не предусмотрена ответственность за несоблюдение градостроительных норм, касающихся доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями.

– Конечно, если сравнивать сегодняшний день с 70–80-ми годами прошлого века, когда на потребности инвалидов вообще не обращали внимания, прогресс есть. Но фактически это улучшение — минимально, — говорит Елена Куртеева. — Вот, к примеру, минувшим летом мы провели мониторинг крупных улиц Курчатовского района. Оказалось, что только 10 процентов социально значимых объектов, к которым, в частности, относятся аптеки и магазины, доступны для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Некоторые собственники устанавливают пандусы, но такие, что толку от них нет. Положат, к примеру, два швеллера, с одной стороны от которых перила. Человек с тростью между ними не пройдет, до перил не дотянется, значит, на такое крыльцо ему вход закрыт. На стадии эскизного проекта здания нужно привлекать экспертов из числа инвалидов, но это делается крайне редко.

При этом в российском законодательстве права инвалидов закреплены, указывает Куртеева. Существует СНиП 35 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Он обязывает проектировщиков и собственников сооружать и оборудовать здания с учетом потребностей инвалидов. Однако ответственность за нарушение этого документа не предусмотрена. Не прописаны санкции и за несоблюдение Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому людям с ограниченными возможностями должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в любой объект социальной инфраструктуры.

И по своей инициативе собственники того или иного помещения установить пандус или, к примеру, подъемник, чаще всего не торопятся. А если и делают это, то крайне неохотно. Председатель Челябинского общественного объединения «Правовой центр защиты населения «Социальная инициатива» инвалид-колясочник Евгений Коробейников на постоянной основе участвует в работе комиссии челябинского Управления архитектуры по переводу жилых помещений в нежилые. Это, как правило, квартиры на первых этажах, которые перестраиваются под магазины, аптеки, офисы, салоны красоты.

— По современным нормам все входные группы должны быть оборудованы пандусом или подъемником, — рассказал Евгений Коробейников. — Установить пандус зачастую нет физической возможности — отсутствует достаточная площадь, и поэтому монтируют подъемники. Большая часть их совершенно нефункциональна. Без посторонней помощи инвалиду на него не забраться, поручней нет, платформа качается. В 2013 году отменили обязательную сертификацию подъемных механизмов в Технадзоре, вот и ставят что попало, чисто формально — только бы объект приняли. Некоторые даже берут подъемники напрокат — приемной комиссии показать.

Предприниматели, получившие разрешение на перевод жилого помещения в нежилое до 2011 года, по словам Евгения Коробейникова, вообще освобождены от необходимости устанавливать пандус или подъемник. Они могут обойтись простой кнопкой для вызова сотрудника организации.

С 2011 года в России действует федеральная программа «Доступная среда», которая предусматривает адаптацию социальной инфраструктуры под нужды инвалидов. Евгения Коробейникова и его коллег, которые в свое время прошли несколько обучающих семинаров, привлекли к паспортизации зданий. Всего в области было обследовано около 1100 объектов. Однако городское Управление архитектуры, сославшись на занятость и нехватку кадров, отказалось участвовать в этом проекте, и зачастую техпаспортами занимались сотрудники самих учреждений — завхозы школ, детсадов, больниц, которые не имеют ни малейшего понятия, как именно их здания должны быть оборудованы под нужды инвалидов. Да и суммы, предусмотренные бюджетом под эту программу, чрезвычайно скромны: по словам Евгения, в 2013 году было выделено всего 4 миллиона. Соответственно, лишь 2–3 процента всей социальной инфраструктуры региона можно считать сегодня доступной для людей с ограниченными возможностями. Еще процентов 7 — условно доступны. Причем речь идет исключительно о тех, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Потребности слабовидящих, к примеру, и вовсе не учитываются.

– Инвалиду, чтобы выжить, нужно работать. Чтобы работать, необходимо, как минимум, добраться до офиса. Выйти из квартиры и спуститься — вне зависимости от того, есть лифт или нет, работает ли он. Сойти с крыльца, которое, как правило, конечно же, не оборудовано пандусом, – перечисляет Евгений Коробейников. Затем дойти до остановки, преодолевая множество высоких бордюров, и попытаться сесть в автобус. В общем, дело практически нереальное. Без своей машины колясочнику не обойтись. Но тут возникает другая проблема — с парковками. ГИБДД не обращает ни малейшего внимания, если парковочные места для инвалидов занимают люди, не имеющие на это права. К примеру, возле челябинской мэрии три таких места. Сам неоднократно наблюдал, как на них встают автомобили с номерами ООО. Здесь же стоит инспектор ГИБДД. Подхожу, спрашиваю: почему не штрафуете? «Ну а что я могу сделать? — отвечает, — человек ушел, не буду же я его до вечера караулить?». То есть, вычислить владельца, прислать квитанцию или просто эвакуировать — эти варианты даже не рассматриваются.

Единственный выход для инвалидов хоть как-то обеспечить себе свободу передвижения — подавать заявление в прокуратуру или в суд. Эти учреждения, как правило, пандусами оборудованы и в большинстве случаев становятся на сторону маломобильных групп граждан. Впрочем, и их вмешательство не всегда приводит к решению проблемы. В ноябре 2011 года в Челябинске появились низкопольные автобусы. Их приобрели также по решению суда и требованию прокуратуры.

— Несмотря на то, что у нас курсирует уже около сорока таких автобусов, толку от них маловато, — рассказывает председатель Челябинской общественной региональной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом «БраскО» Сергей Естехин. — Колясочники смогут ими воспользоваться, лишь когда будут переоборудованы остановочные комплексы: высота перрона должна сравняться с уровнем пола автобуса. К тому же мы до сих пор не знаем, по каким маршрутам ездят эти автобусы и их расписание.

Еще одна беда — высота бордюров. Согласно СНиПу, в местах пересечения тротуаров с проезжей частью она не должна превышать 4 сантиметров. В Челябинске эту норму не соблюдают. Сергей Естехин просил власти привести бордюры в соответствие с требованиями СНиП хотя бы рядом со своим домом — по улице Труда. Недавно здесь расширяли проезжую часть, бордюры переделали. После этого они стали еще выше.

Александр Молчанов

Источник: chelyabinsk.rusplt.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ