Архив:

Пандус преткновения

Пока мир стремится стать удобнее для каждого, 85% всех объектов социальной инфраструктуры в России остаются не приспособленными для маломобильных граждан. Большая часть кузбасских инвалидов-колясочников испытывают трудности при выходе из собственного дома. Хотя закон обязывает дать дорогу всем.

Историю Нины Павлюковской корреспондент впервые узнал в апреле 2011 года. Инвалид тогда еще II группы с рассеянным склерозом жила в половине старого барака в кемеровской деревне Красновка. В доме были частые перебои с водой, да и пользоваться удобствами на улице человеку с парализованными ногами более чем сложно. После публикации материала летом того же года Павлюковской предоставили жилье по соцнайму в обыкновенном городском общежитии. Состояние здоровья кемеровчанки не улучшалось — к тому моменту ей присвоили уже I группу инвалидности. Сейчас Нина Юрьевна передвигается на коляске. Однако за пределы своей комнаты на первом этаже женщина не выбирается вот уже 2 года. На ее пути в мир лежат 5 ступенек общежитского крыльца и множество других препятствий. «Обращалась в РЭУ, к депутату по нашему округу Белову, к мэру Ермакову, в областную администрацию», — рассказывает Нина Юрьевна. В сентябре так называемый пандус коммунальщики поставили, но инвалид им так ни разу и не воспользовалась. Два металлических рельса упираются в припаркованные у подъезда автомобили. Да и сам по себе такой спуск опасен для жизни, считает инвалид: «Ограждений со всех сторон нет — можно легко улететь вбок. Даже если мне будут помогать, то сзади невозможно увидеть, встали ли колеса в пазы. Соцработник не решилась спускать меня по этим рельсам: я сразу разобьюсь».

Недоступная Россия

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов», все строящиеся здания должны иметь доступ для инвалидов, а объекты старой застройки — приводиться в соответствие этим требованиям. Обязанность устанавливать пандусы, подъемники, перила и так далее возложена на собственников здания. Обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к объектам и услугам призвана и федеральная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Общий объем финансирования программы – 160 343 539,49 тысячи рублей. «По подсчетам экономистов, чтобы сделать всю Россию доступной, понадобится два ее годовых бюджета, — говорит председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Валентина Шмакова. — Порядка 85% объектов социальной инфраструктуры недоступны для инвалидов по всей стране. Лучше ситуация, может быть, обстоит только в Москве и предолимпийском Сочи». По данным ВОИ, в Кемерове живут 500 колясочников. Более 70% активных инвалидов, а таких примерно 2/3 от общего числа, испытывают те или иные сложности при выходе из дома. Речь не только о пандусах, но и о приспособлениях для маломобильных граждан внутри помещения — это поручни, достаточной ширины проходы и лифты. Новые дома уже проектируются с пандусами и прочими приспособлениями. Проблемой является старая застройка, которая становится общедоступной медленно, преимущественно в заявительном порядке. Иногда права инвалидов отстаивает в суде прокуратура. В 2010 году гособвинитель обязал оборудовать дом ветеранов в Новокузнецке, в котором не было ни перил, ни спусков. В 2011 году по искам прокуратуры обеспечен доступ инвалидов в аптеку города Тайги. После масштабной проверки в 2010 году многое было сделано, говорит помощник прокурора Кемеровской области Елена Тушкевич. Сейчас прокуратура действует преимущественно в интересах инвалидов: по вопросам предоставления санаторно-курортных путевок, колясок и так далее.

Самодеятельность

Установить пандус достаточно дорого. По оценкам директора фирмы «Подъем», недавно созданной при кузбасском ВОИ для обеспечения инвалидов средствами реабилитации, Михаила Дымшица, хороший вариант обойдется примерно в 100 тысяч рублей. Есть съемные конструкции, но в одиночку с ними инвалиду не справиться. Легкие алюминиевые модели на неохраняемых территориях не приживутся, считает собеседник газеты. Для пандусов есть свои СНиПы: определенный угол наклона горки и ширина, определенная высота бортика, нескользкое покрытие, двухуровневые поручни с обеих сторон. Спуск должен быть удобным и безопасным для инвалидов и не должен мешать всем остальным. Ни о каких «рельсах» в данном случае и речи быть не может, говорит Валентина Шмакова: «Это самодеятельность, это опасно и неудобно». Директор управляющей компании «СКК» Павел Демин не скрывает, что пандус поставили самовольно, без проекта, который нужно было заказывать и ждать. Жалобу, которая, по словам директора, пришла в УК только осенью 2013 года, надо было срочно закрывать, вот и поставили в течение месяца своими силами — «как везде». По мнению руководителя, инвалид вполне может съехать с конструкции с чужой помощью. Для того чтобы сделать капитальный спуск, нужно решение собрания собственников, ведь пандус строится на общие деньги. Во сколько жильцам обошлись самодеятельные рельсы, директор уточнить не смог. Председатель кузбасского ВОИ, в которое Павлюковская ни разу не обращалась, обещала проконтролировать, чтобы у крыльца кемеровчанки появился нормальный пандус.

Удобный мир

Почему же именно рельсы чаще всего можно встретить в городе? Взять хотя бы тот же подземный переход у кинотеатра «Юбилейный». Как пояснила главный областной эксперт по «Доступной среде», примерно с 2005 года кузбасское ВОИ не принимало участия в приемке объектов социальной сферы на предмет их беспрепятственности для инвалидов. В этом году общественная организация начала проводить паспортизацию зданий соцкультбыта. На данный момент в области проверили 150 объектов — приблизительно в 90% случаев обнаружили недочеты. 5 зданий ВОИ собирается включить в график реорганизации за счет областного бюджета на следующий год. По мнению инвалидов, пандус просто необходимо установить в 5-й поликлинике и желательно хотя бы в одном кинотеатре. Мало кто задумывался, что колясочникам недоступно самое массовое из искусств.

Несмотря на трудности, дело сдвинулось с мертвой точки, констатирует Валентина Шмакова. Например, дом на Космической, 29, где инвалидам дают жилье по соцнайму, полностью подстроен под них. Еще несколько лет назад инвалидная коляска и общественный транспорт были несовместимы. Сегодня по Кемерову ездят низкопольные автобусы и трамваи со специальным отсеком для колясочников. Инвалиды пользуются трамваем каждый день, говорит пресс-секретарь Кемеровской электротранспортной компании Максим Гончаренко: «Стараемся, чтобы хотя бы по одному такому вагону было на каждом маршруте. И надо сказать, особенные пассажиры стараются подловить свой трамвай. Чтобы коляска заехала в вагон, пандус нужно откинуть: кондукторы проинструктированы и помогают». Кроме инвалидов, в отгороженном отсеке могут ездить дети в колясках. Точно также мамы могут воспользоваться пандусами, чтобы поднять или спустить коляску из подъезда. Оказывается, много привычных вещей изначально созданы для того, чтобы облегчить жизнь инвалидам, рассказывает Валентина Шмакова. Например, современный смеситель, который управляется одним движением руки. Бантики на женском нижнем белье нашиты не для красоты, а для того, чтобы слепые не перепутали изнаночную сторону с наружной. Множество современных устройств — те же сенсорные телефоны — удобны не только для инвалидов. Мир стремится быть доступным для всех. Наша страна, к сожалению, не в авангарде тенденции.

Ксения Коломейцева

Источник: sibdepo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ