Архив:

Можно душу собрать из кусочков добра и любви

Глухие дети в студии «Арт-чудеса» создают картины уникальной техники – из бумаги

Моя профессия — художник. Я окончила самую сильную московскую школу при институте имени Сурикова.Потом были интересная работа на киностудии «Союзмультфильм» и учеба в институте.А потом все внезапно закончилось — с рождением ребенка-инвалида…

Студия для дочки и ее друзей

Тогда на руках у меня оказалось три маленьких дочери.

Одну из них надо было привести в огромный недружелюбный мир, двух других вырастить. Центров помощи родителям с глухими детьми не было. И еще надо как-то зарабатывать и просто выживать — девяностые годы...

Время шло, дети росли. Глухую дочку учили говорить и составлять фразы с помощью нарисованных альбомов. Тогда-то и выяснилось, что она талантливый художник. Но ни в одну студию ее не брали. И тогда я создала свою изостудию, стала заниматься с дочкой, ее друзьями — глухими детьми и детьми из многодетных семей. Мы начали участвовать в конкурсах, шла обычная студийная жизнь.

Как вдруг случилась трагедия в Беслане, 1 сентября 2004-го.

И тогда родился ангел

В нашей студии стоял старый телевизор, и мы с ребятами смотрели жуткие кадры захвата бесланской школы...

Многие плакали: глухие люди вообще очень эмоциональны.

Им захотелось сделать картину в память о погибших детях.

Но пока ты смешиваешь краски, впечатление уходит...

Я предложила вместо красок брать, рвать и клеить цветную бумагу, и на картон вылилось ребячье горе — возник наш первый ангел Беслана...

Потом ребята и дальше пробовали клеить бумажные картины. Я начала замечать, что те, кто возится с клочками бумаги, становятся собраннее и спокойнее. Предложила детям работать только с бумагой. И наблюдала.

Что же при этом происходило? А происходило выплескивание своих эмоций, своего внутреннего состояния на бумагу (прекрасный материал для детского психолога!).

Улучшались память и внимание. Был случай, когда техника коллажной живописи помогла мальчику восстановить после операции на мозжечке частично парализованную половину тела! Сначала в своей работе мы использовали фото из журналов. Например, клеили на портрет готовые фрагменты, искали фотографии платьев или цветов, но потом ребята поняли, что им под силу собрать из маленьких бумажных кусочков те же волосы, платье или глаза.

Бумажные арт-чудеса

Опыт работы детей с бумагой постепенно накапливался и систематизировался, появилась программа занятий с детьми-инвалидами, советы, как делать бумажные заготовки, передавать бумагой объем, движение в картине и многое другое. Мы с ребятами начали давать выездные мастер-классы: дети, которые могут обучить других детей волшебству творчества, испытывают неимоверную гордость. Сделать двухмерное пространство трехмерным — это же волшебство! Вот уже больше 15 лет я занимаюсь с детьми-инвалидами коллажем и коллажной живописью. В процесс создания бумажных картин я обязательно вовлекаю мам и бабушек «особых» детей. Это нужно для того, чтобы ребята не только могли заниматься дома, но и учились работать вместе с другими людьми, учились их слышать. А для мам и бабушек бумажная работа тоже становится отдыхом и реабилитацией. Они начинают придумывать свои картины и выходят из круга бесконечных забот… Ведь семья ребенка-инвалида — это единый организм, и она не должна находиться в изоляции, наедине со своими проблемами. Наши совместные уроки — это обмен навыками, информацией и эмоциями.

Счастье для учителя

…Наши уникальные картины, бывало, даже крали с выставок, использовали на сайтах для рекламы и в качестве логотипов других студий.

Увы, авторское право ребенка нигде и ничем не защищено.

Обучение в нашей студии, которую мы назвали «Артчудеса», — это компонент лечения и жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. И счастье для учителя — чувствовать себя полезным, стремиться, чтобы ни один «особый» ребенок не ощущал и не считал себя в чем-то ущербным, не жил вполсилы и не рассчитывал на какую-то бесконечную внешнюю помощь. Знал, что он сам может многое — может жить в социуме без ограничений из приличий и страха быть осмеянным, быть независимым и внутренне свободным…

Ирина Нефедова

Источник: /vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ