Архив:

Им виднее?

Школу для незрячих детей «оптимизировали» немые чиновники. Родители и педагоги вышли на протестный митинг Единственная московская специальная школа - интернат № 1 для незрячих детей была переведена из ведения департамента образования в департамент социальной защиты. Основанием для перевода послужило распоряжения мэра Москвы Сергея Собянина от 17 сентября. Управляющий совет школы, педагоги и родители детей о переводе узнали постфактум и выступили против такого решения. В субботу они провели митинг в Новопушкинском сквере.

При переходе из одного ведомства в другое школа превратится из образовательного учреждения в реабилитационное. Родители в недоумении. Неясно, какой документ получат дети после окончания, смогут ли они сдавать ЕГЭ и поступать в вузы. Неясно, сохранят ли учителям педагогический стаж и надбавки, а значит, неясно, и какие специалисты останутся в школе. Директор Константин Кравцов принял такое решение самостоятельно, общаться с «Новой» он отказался.

- Перевод школы - скорее всего, желание директора, - считает Анастасия Отрощенко, мама мальчика из подготовительного отделения при школе и член родительского комитета. - При этом не учли мнение Управляющего совета школы. Я уверена, что это очередное желание властей сэкономить. В департаменте соцзащиты на образование будут тратить меньше, чем в профильном департаменте, этого мы и боимся.

По словам Олега Смолина, первого зампреда Госдумы по образованию и науке, инициатором передачи выступил сам департамент образования. Свои причины руководство департамента обозначило в ответе на письмо родителей одного из учеников школы. Согласно письму, «изменение ведомственного подчинения школы позволит оптимизировать функционирование учреждения». В департаменте посчитали, что на внеурочную деятельность ученикам отводится лишь 21% общего времени, для детей с ограниченными возможностями - недостаточно.

Светлана Суворова, помощник депутата Смолина (сама - мать слабовидящего ребенка), говорит, что департамент ошибается: начиная с 5-го класса у всех учеников школы № 1 ежедневно 6 уроков по 45 минут, после занятий они делают домашние задания с тифлопедагогами, а также занимаются в различных кружках и секциях дополнительного образования в своей школе.

Суворова категорически против того, чтобы переводить школу в ведомство департамента соцзащиты.

- Этим детям не нужна реабилитация, им нужна просто помощь узких специалистов, - считает она. - На сегодняшний день в ведомстве социальной защиты специалистов по работе со слепыми нет.

Суворова подчеркивает: дети из этой школы могут освоить общеобразовательную программу, но для этого нужны специальные формы обучения. Как объяснить ребенку, чем отличается баобаб от березы, если сам он не может увидеть дерево? В департаменте социальной защиты методиками преподавания таким детям не занимаются.

В Москве в последнее время участились случаи перевода специализированных учреждений для детей-сирот и инвалидов из ведения департамента образования в департамент социальной защиты. По словам Суворовой, перевод детских домов, где дети живут постоянно, можно понять, но образовательные учреждения должны оставаться в ведении департамента образования.

Специальная школа-интернат № 1 объединяет в себе два разных учреждения: непосредственно школу-интернат, находящуюся на Мытищинской улице, и санаторную школу «Солнышко», находящуюся в г. Пушкино. Родители не возражают против передачи санаторной школы в ведение департамента соцзащиты и считают это оправданным шагом - ее можно будет использовать в целях реабилитации всех категорий детей-инвалидов. Но коррекционную школу настоятельно просят оставить в подчинении образовательного ведомства. Управляющий совет школы уже направил обращения в прокуратуру, московскую мэрию и департаменты с просьбой пересмотреть решение о переводе.

Для многих учеников переход школы в другое ведомство станет проблемой еще и потому, что они не имеют постоянной московской регистрации. По словам Отрощенко, департамент соцзащиты обслуживает только москвичей с постоянной регистрацией. Это значит, что услуги департамента, в том числе и образовательные, не распространятся на детей, имеющих прописку в других регионах, в том числе в Подмосковье. В школе сейчас обучается около 270 детей, более 60 из них - дети с временной регистрацией в Москве.

Депутат Олег Смолин обнадеживает родителей: по статье 33 Федерального закона «О защите инвалидов», решения федерального и регионального уровня, принятые без участия официальных органов представления инвалидов (как в данном случае), могут быть опротестованы в судебном порядке. «Это реализация принципа «ничего для нас без нас», - подчеркнул Смолин. Он указал, что руководство школы и департамент образования обязаны были поставить в известность педагогов и родителей школьников.

- Пока трудно сказать, чем закончится эта история, - подытожил Смолин. - Но буду поддерживать сторону Управляющего совета.

На этой неделе будущее школы-интерната обсудили в Общественный палате: круглый стол организовала член палаты певица Диана Гурцкая. Говорили в том числе об инициативе родителей перевести в ведение департамента соцзащиты только санаторную школу. Но для родителей пока все это только разговоры - тем более что в четверг Управляющий совет получил по почте уведомление о том, что уже был принят новый устав школы. Устав в Общественной палате тоже обсуждали, но ни родители, ни педагоги не видели конечный документ и ничего не принимали.

- Видимо, директор сам отправил документ на подпись в вышестоящие инстанции вопреки всем, - считает Отрощенко.

Кроме судов, в справедливость которых уже мало кто верит, у родителей остался еще один способ борьбы - уличные митинги. Так, в субботу в Новопушкинском сквере собралось человек двести: в основном родители незрячих детей, выпускники интерната, учителя и общественные деятели. Обсуждали, что будет, если от школы «избавятся» и переведут ее на попечение соцзащиты. Приехала Диана Гурцкая - она продолжает пытаться защитить школу.

Родители в один голос твердили, что школа существует, чтобы «учить, а не лечить». Толпа скандировала: «Все разные - все равные!»

- Я своему сыну объясняю: все люди равны, - говорила со сцены мама одного из учеников. - Просто у кого-то нет руки, у кого-то - ноги, у кого-то - зрения, а у кого-то - мозгов.

Анатолий Попков, выпускник интерната, объяснял, что «реабилитация», которую обещает незрячим детям соцзащита, внушит детям, что они - инвалиды.

Алексей Черемуш, выпускник школы и главный редактор радиостанции для незрячих ransis.org, рассказал, что на портале democrator.ru сейчас собирают подписи против ликвидации школы-интерната.

Организаторы ходили среди собравшихся с белым конвертом, собирали деньги на судебные издержки. На митинге выступили и нынешние ученики школы. Настя Горская, ученица 11-го класса, исполнила песню на музыку Римского-Корсакова.

Митингующие потребовали отставки Константина Кравцова, который, по их мнению, не пытается сохранить качество образования в школе-интернате. На митинге требовали гласности и широкого обсуждения, просили информационной поддержки СМИ. Требования были внесены в резолюцию, которую на днях отвезут в департамент соцзащиты.

Многие привели на митинг совсем маленьких детей - самых младших учеников школы. Через толстые линзы они наблюдали, как взрослые ругаются, осуждают департаменты и пытаются сохранить статус школы.

Елизавета Колесникова

Источник: novayagazeta.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ