Архив:

К движению без ограничений

Челябинск стал третьим городом в России, где открылась автошкола для детей-инвалидов в рамках проекта «К движению без ограничений». В ней учат не только поведению на дороге, но и помогают ребятам социализироваться в нашем непростом обществе. На занятиях в уникальном учреждении побывала корреспондент «ЮП».


На Южном Урале работает уникальная автошкола для детей-инвалидов

Кабинету теории детской автошколы могут позавидовать все ее старшие собратья. На стенах висят магнитные доски с расчерченной разметкой. Расставив фигурки людей, дорожные знаки и автомобили, специалист без труда моделирует ситуации на перекрестках. В углу — тренажер имитации дорожного движения, внешне очень похожий на настоящий автомобиль, только без дверей и без крыши. Есть руль, коробка передач, педали газа, тормоза и сцепления. С помощью этой чудо-техники дети учатся трогаться, тормозить и парковаться. При этом, по словам педагогов, у них это получается гораздо лучше, чем у взрослых, имеющих права.

Надежда Гартман — специалист по социальной работе Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» — объявляет тему урока «Тормозной путь». Уже с первых минут занятия становится ясно: в этом классе говорят дети, а преподаватель задает вопросы.

— Ребята, скажите мне, чем для пешеходов опасна осень?

— Идут дожди, на дорогах мокро. Можно поскользнуться. Или автомобиль не успеет вовремя остановиться, — поочередно выпаливают варианты ответов мальчишки.

— Верно, а какие еще факторы влияют на протяженность тормозного пути?

— Скорость и, наверно, масса автомобиля. Ведь большой машине гораздо сложнее затормозить, чем маленькой, верно?

ПДД группы девочек и мальчиков, проходящих реабилитацию в центре «Семья», изучают с начала сентября. Челябинск стал третьим городом в России, где открылась детская автошкола в рамках проекта «К движению без ограничений». Техника была закуплена в Казани и доставлена на Южный Урал силами российского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Занятия здесь проходят, как на обычных автокурсах: сначала преподают правила дорожного движения, затем учат базовым навыкам вождения и выпускают на дорогу. Вот только ученики данного учреждения «особые». Диагнозы у всех разные: сердечно-сосудистые заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, легкая степень ЗПР. За год центр принимает до 600 маленьких пациентов, которые получают социально-психологическую, социально-педагогическую и медицинскую помощь. Автошкола входит в комплекс мер по реабилитации.

Как на войне

В классе начинается занятие для девочек. Школьницы вертятся, сплетничают и никак не могут включиться в работу.

— Девчушечка вашего возраста, лет десяти, стояла в метрах пяти от светофора. Видимо, ждала подругу, — таинственным голосом, каким мальчишки и девчонки рассказывали страшные истории в лагере, начинает повествование Надежда Аркадьевна. — И чтобы ей было лучше видно противоположную улицу, взобралась на сугроб. Он высокий такой был, серый и заледеневший. В какой то момент девочка потеряла равновесие и покатилась прямо вниз на дорогу. А к перекрестку как раз приближался грузовой автомобиль… Водитель бы никак не смог резко остановиться на скользкой дороге. В одно мгновение школьница оказалась под колесами многотонной машины… Это ДТП на перекрестке улиц Труда и Красноармейской произошло, кажется, прошлой зимой.

Группа школьниц от 6 до 12 лет слушает специалиста, раскрыв рот. Истории из реальной жизни дети всегда воспринимают лучше, чем скучную теорию. Поэтому Надежда Аркадьевна с 33-летним стажем вождения не скупится на примеры. Печальную статистику специалисты центра знают назубок: среди молодых ДТП вообще главная причина смерти. В России ежегодно гибнет около одной тысячи детей, еще почти 25 тысяч получают ранения различной степени тяжести. Как на войне… В Челябинской области с участием детей по данным на август текущего года зарегистрировано 280 дорожно-транспортных происшествий, в которых 13 малолетних участников дорожного движения погибли.

В очередном перерыве Надежда Аркадьевна признается, что это только с виду кажется, что занятия в автошколе всегда идут как по маслу. Шороху наводят в основном группы мальчиков.

— Один из них так и заявил: «Не хочу учить правила дорожного движения, хочу окровавленный валяться под машиной на дороге. Прикольно же». Удивляться на самом деле нечему. Группы детей ведь разные как по возрасту, так и психологическому развитию, сохранности интеллекта. Поэтому к каждому нужен индивидуальный подход.

Когда класс становится неуправляемый, специалист ставит на стол огромный автогородок и дает волю детской фантазии. Ребята, расхватав игрушечные автомобили и дорожные знаки, разыгрывают сценки погоней из известных боевиков. А Надежда Аркадьевна, взяв на себя роль сотрудника ДПС, безжалостно штрафует за нарушение ПДД всех терминаторов, рэмбо и бетменов.

Участники жизни

На светофоре загорается зеленый. Пешеходный переход минует небольшая группа людей. Направо и налево поворачивают один за другим электромобили. Дорожную идиллию нарушают маленькие дамы за рулем, поцеловавшись бамперами автомобилей.

— Извините, я куда то засмотрелась, — признается школьница.

Мини-автодром детской автошколы в точности воссоздает городской перекресток. Есть здесь пост ДПС, остановка «Парк культуры», непрерывно мигающие светофоры и даже жезл гаишника. Главное отличие — непривычная для большого мегаполиса вежливость всех участников дорожного движения.

— На автодроме теоретические знания ребята отрабатывают на практике. Так ПДД лучше усваиваются. К нам ведь поступают дети со всей области. 70 процентов из них из сельской местности. В городе, когда мы, например, идем на экскурсии, некоторые школьники теряются. Они элементарно не привыкли к тому, что на дорогах установлены светофоры. Впервые встречаются с таким понятием как пробка, и им даже нравится в ней стоять. Занятия в автошколе учат их ориентироваться в пространстве. А от этого зависит жизнь.

Конечно, благодаря детским автокурсам ребятам по достижении 18 лет будет легче сдать экзамены на права. Но не это главное. По словам специалистов центра, дети-инвалиды осознают, что они особые, не такие как все. Занятия в автошколе помогают им социализироваться, ощутить себя полноценными участниками жизни, в том числе дорожного движения.

Махлеева Юлия Александровна

Источник: up74.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ