Архив:

Красиво жить

В Театре им. Пушкина показали пьесы детей-инвалидов

Режиссеры московских театров и проект «Театральная перспектива» поставили пьесы, написанные детьми с ограниченными возможностями. Авторы стали также сорежиссерами постановок, посещали репетиции, давали рекомендации актерам и оформителям. Все-таки это истории об их собственной радости, любви, переживаниях и восторгах, в которых оказалось в сто раз больше жизни, чем ожидал зритель.

Человек без инвалидности — так на языке людей с ограниченными возможностями звучит обычное для большинства, но не всегда корректное определение «нормальный». Нормальным в нашем, обычном, мире называется прямоходящее, социализированное и пользующееся всеми благами общества существо с депрессиями, кризисами среднего возраста и чувством творческой нереализованности, имеющее работу, семью и все остальное, чего часто лишен инвалид. Быть инвалидом плохо — так думает большинство, но сами инвалиды устали доказывать обществу, что на самом деле они не вычеркнуты из социума, а могут то же, а иногда гораздо больше. Чтобы это заметить, нужно просто сменить угол зрения.

Проект «Театральная перспектива», стартовавший в июне 2012 года, собрал подростков-инвалидов на летние курсы драматургов, которые для ребят вели Любовь Стрижак, Катрина Меньшикова, Гульнара Сапаргалиева и Мария Зелинская. Занятия проходили по системе Class Act, и их главной целью было создание ребятами пьес, в которых бы они смогли выразить свой внутренний мир и найти себя в окружающей действительности. Получившиеся пьесы взялись поставить московские режиссеры Виктор Алферов, Олеся Невмержицкая, Артем Баскаков и Ольга Лысак, и теперь каждый автор почувствовал себя нужным, замеченным, и, возможно, кое-кто из них продолжит свое путешествие в театральную драматургию.

Ребята так же учили гостей и журналистов не стесняться инвалидов и даже составили словарь корректной терминологии

Гости Театра имени Пушкина, с радостью приютившего на сцене работы ребят, увидели несколько короткометражных спектаклей, поставленных московскими режиссерами. Это приключенческий детектив Юры Аристова, автора с синдромом Дауна, под названием «Мягкий Алексей», сага о древнегреческих богах «Новые приключения Диониса» слабовидящего Гриши Кузнецова, «Жажда» — школьная история о вампирах от «стеклянной» девочки Дженнет Базаровой, имеющей повышенную ломкость костей, и др. В постановках были заняты актеры Театра на Таганке, Театра имени Маяковского, «Современника».

Ребята также учили гостей и журналистов не стесняться инвалидов и даже составили словарь корректной терминологии: они уже привыкли существовать в обществе, где предпочитают говорить «тормоз» вместо «человек с синдромом Дауна», и уверены, что нам всего лишь не хватает знаний, чтобы начать общаться с ними на равных.

Олеся Невмержицкая, режиссер Театра имени Ермоловой, участница проекта «Театральная перспектива»
- Я принимаю участие в проекте уже второй год, и между мероприятиями мы очень тесно дружим и общаемся с ребятами. Моя роль в постановке мала: я просто получаю удовольствие от общения с этими людьми. Мир ребят очень интересный и сильный. В прошлом году, когда все авторы - эти прекрасные разные люди - вышли на сцену, наступил момент красоты. Зал расцвел. Надо поймать это ощущение и увидеть мир таким разноцветным, каким видят его ребята. Авторы очень светлые, веселые и наивные, они классно шутят по поводу своих же пьес, даже если это постапокалиптический экшен и непростой 2033 год, как у нас. Это калейдоскоп идей и чувств, просто такая особенность мира детей: когда они собираются в одном месте в таком количестве, то случается энергетический прорыв. Я подсела на общение с ними, и это не подвиг, а очень органичное времяпрепровождение, которое наполняет мою жизнь.

Николай Хлудов, координатор направления «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью»
- Проект «Театральная перспектива» зародился два года назад на международном семинаре по инклюзивному образованию. Мы организовали для детей площадку по созданию микропроектов. План был простой: дети собираются, пишут пьесу, ставят и показывают зрителям. Потом появились люди, которым это стало интересно,- драматурги, работающие по шотландской системе Class Act, исправляющей трудных подростков и помогающей людям с инвалидностью открыть свой внутренний мир. Дети благодаря этим занятиям очень раскрылись. На первом представлении, которое прошло в прошлом году, был полный зал - значит, это интересно. И мы решили продолжить работу. В этом году получилось 11 пьес, и нам было трудно отобрать пять для одного показа - настолько все были хороши. Режиссерам работать с ребятами тоже интересно: это необычный опыт - за короткий срок поставить пьесы, написанные необычными детьми. Авторы были на читках, репетициях и прогонах, давали советы и корректировали работу режиссера. Человек из нашего проекта уже стал актером и режиссером - это Женя Ляпин, автор пьесы «Новые похождения Диониса» и ведущий вечера. Так что мы не только даем возможность раскрыться, но и развиваем, помогаем найти себя на сцене.

Соня Шпильберг

Источник: mn.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ