Архив:

"Доступная среда" для инвалидов недоступна...

Во Владимире проживает порядка 40 тысяч инвалидов. 90% объектов социальной сферы, а также торговли и культуры недоступны для инвалидов-колясочников и опорников. Поэтому доступная среда – актуальный вопрос для них.

Мало кто из работников одобряет «котловой принцип» налоговых, пенсионных и страховых отчислений предприятием, на котором мы трудимся. Но мы понимаем, что есть социально незащищенные категории, например, инвалиды, которые нуждаются в лечении и уходе, на что и уходят средства из «котла». За счет того, что часть работающего населения посещает платные клиники, образуется экономия, которую и должны перенаправлять на социальные нужды. В том числе на создание равных условий для всех категорий граждан. Но на деле власти распределяют средства из казны на свое усмотрение. К примеру, на бесконечное латание асфальтных дыр или покупку очередного дорогого служебного автомобиля.

Транспортный вопрос

В этом году чиновники разных уровней активизировали разговоры о доступной среде для инвалидов. На городском и областном уровне реализуются соответствующие программы. Власти уверяют, что работают программы достаточно успешно. Взять, к примеру, итоги прошлого года. На территории области появилось 413 пандусов около общественных зданий и жилых домов, сделано 64 съезда с тротуаров на проезжую часть дорог, 2 пешеходных перехода оборудованы светофорами со звуковым сопровождением. Результат вроде бы есть. Но цифры какие-то несерьезные. На реализацию областной программы потратили всего 23 млн рублей, даже не выполнив план на сто процентов. Могли сделать больше, но не успели, не хватило средств.

Складывается впечатление, что «доступную среду» обеспечивают по остаточному принципу. И с городской программой такая же история – и это если учесть, что она не требует больших вложений: организация мероприятий, праздников, соревнований, издание брошюр и плакатов…

Для инвалидов самый больной вопрос – транспортный. Добраться до поликлиники, аптеки, магазина, рынка многие могут только на специально оборудованном транспорте. На оплату транспортных услуг программой предусмотрено всего 20 тысяч рублей в год, и запланировано предоставить их лишь 10 инвалидам. Напомним, что во Владимире около 40 тысяч инвалидов. Во владимирском обществе «Надежда» состоит 110 инвалидов, из них 30 -колясочники, остальные – опорники, значит, тоже передвигаются с трудом. Без спецтранспорта им не обойтись. Между тем в областном центре социальное такси только одно.

- В социальном такси работает одна машина и один водитель. На днях водитель заболел, и никто из нас выбраться из дома не может. И никого не тревожит, что нам надо срочно в больницу, – рассказывает зампредседателя общества «Надежда» Валентина Дьяченко.

Можно, конечно, попробовать добраться до места назначения на общественном транспорте. Вот только во Владимире ни один автобус или троллейбус не имеют откидной подножки для заезда колясочников. А на низкопольный транспорт мешают забраться чрезмерно завышенные бордюры.

- Автобусы встают от края остановки далеко. Обычный человек перепрыгнет. С поребрика в автобус – легко. А инвалид-колясочник или опорник, да и пожилые люди решат подождать другого автобуса. Часто нам приходилось просить пассажиров помочь забраться в автобус или спуститься из него, – говорит Валентина Николаевна.

Кстати, в программе «Доступная среда» – ни слова о подножках в автобусах.

Пандус для галочки

Здоровые люди не замечают, сколько разных мест они могут посетить в течение дня: магазины, аптеки, собесы, банки, поликлиники, садики, школы. Все это – без затруднений. Для людей с ограниченными возможностями любой выход на улицу – проблема. Последние годы много средств вкладывается в дороги. Надзор за дорожными работами стал строгий, не допускается никаких отклонений от нормативов. Поэтому бордюры делают предельно высокими. Выехать из дома инвалиду еще можно с помощью близких или соседей, а дальше можно споткнуться о первое же препятствие – высоченные поребрики есть уже и во дворах. На тротуарах, на пешеходных переходах, на остановках – везде барьеры. И что интересно, в бюджете имеется отдельная строка расходов: проведение работ по понижению высоты бордюрного камня. Где логика? Почему эти расходы нельзя сразу включать в контракты на ремонты дорог, почему новые дороги приходится переделывать, чтобы сделать их доступными для всех категорий. К тому же объемы ремонта дорог и работ по понижению бордюров расходятся – первых гораздо больше.

В этом году в списке на понижение – 14 тротуаров в районе домов по улицам Мира, Дворянская, Горького, Большая Нижегородская, Добро-сельская, Красноармейская, по проспекту Ленина. Общая сумма работ – около 400 тысяч рублей. Это капля в море. Говорят, денег больше нет. Но когда в срочном порядке понадобилось 6 млн рублей на разработку проекта набережной вдоль левого берега реки Клязьма, в бюджете сразу нашлась экономия. Остались деньги после расширения дамбы на Судогодском шоссе. Да и на корректировку проекта реконструкции Патриарших садов нашлось 4,6 млн рублей: они были сняты с так и не построенного спорткомплекса в юго-западном районе. А вот на десяток съездов с тротуаров, так необходимых инвалидам, денег не нашлось. Что уж говорить о пандусах, которые стоят в 2-3 раза дороже, чем обустройство съездов.

Город определил 270 зданий и учреждений, около которых необходимо обустроить пандусы за счет бюджета. В прошлом году сделали один – около детской школы искусств №3 на Суздальском проспекте. Еще 12 обустроили частники: около аптек и магазинов. В этом году в бюджетном плане также один объект – учебная квартира для временного проживания молодых инвалидов. Это крохи. В свое оправдание чиновники поясняют, что уговаривают частников делать пандусы, съезды и перила.

- Да, за последнее время пандусов стало больше. Они появились в отделениях почты, сберкассах, аптеках, магазинах. Но большинство из них не приспособлены для инвалидов, подняться по ним практически невозможно. К тому же за ними никто не ухаживает: грязь, мусор, снег, наледь лежат неделями, – говорит зампредседателя общества «Надежда» Валентина Дьяченко.

Частники восприняли пандусы как нечто необходимое, но формальное. Не хочется портить отношения с властями, поэтому надо поставить, так сказать, для галочки. А на деле они не функциональны. Но пандус -только начало. Даже если инвалид по нему забрался, не факт, что он попадет внутрь здания. Двери банков, аптек, поликлиник, собесов заужены, в тамбуре не развернуться и не пройти.

- А для кого делают высокие стойки в сберкассах, справочные окна в собесах, поликлиниках, учреждениях. Явно не для инвалидов, – возмущенно добавляет Валентина Николаевна.

Инвалиды хвалят пандус около городской администрации, но парковочные места на автостоянке ругают. Они всегда закрыты лентой и столбиками. Чтобы туда заехать, инвалиду надо заглушить машину, достать коляску, доехать на ней до препятствий, отодвинуть их, заново убрать коляску, сесть за руль и припарковаться. Сколько лишних, некому не нужных действий. А у универмага «Валентина» парковка платная для всех. Несмотря на законодательство, деньги берут даже с инвалидов.

Окно в мир -своими силами

Для инвалидов устраивают массу встреч, на которых воодушевленно рассказывают о новых услугах, развитии виртуального пространства, возможностях получать госуслуги в Интернете. Вместе с тем никто не предлагает людям с ограниченными физическими возможностями бесплатные модемы и пользование Интернетом. Те, кто не желает выпадать из реальной жизни, существенную часть пенсии тратят в интернет-пространстве.

Инициативные и деятельные люди, которые пытаются сделать мир равным для всех, находятся среди самих инвалидов. Так, четвертый год во Владимире существует автошкола «Автодар», которую открыла общественная организация инвалидов «Поддержка». За это время в ней обучилось 120 инвалидов, причем некоторые – бесплатно. К примеру, сейчас здесь обучают учеников коррекционной школы, чтобы к выпуску они получили водительские права и возможность реализовать себя.

- У нас есть сертификат, который дает нам право переоборудовать машины. Теперь мы можем ставить дублирующие педали, ручное управление, – рассказывает руководитель общественной организации и директор автошколы Эдуард Голубцов.

Недавно в автошколу приезжал инвалид из Иваново. Пока он проходил обучение и получал права, его новую машину переоборудовали.

- Инвалиды, в отличие от других наших учеников, всегда сдают экзамены с первого раза и без единой ошибки. Водительские права для них – это огромные возможности, – говорит Эдуард Голубцов.

Общественники не останавливаются на достигнутом. В планах – открыть кафе и автомойку, оборудованные для инвалидов и работающие по социальным ценам. Сейчас с общественной организацией сотрудничают различные строительные и отделочные фирмы, предоставляющие большие скидки на услуги.

Все у нас так – наперекосяк. Больные дети нужны только своим матерям, инвалидов понимают только такие же инвалиды, заботы мамочек-одиночек разделяют только участницы женских форумов. А бюджетные деньги тем временем тратятся на красивые «обложки»: дорогие служебные машины, искусственные новогодние ели, фантастические проекты.

ИМ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ…

Экономная кнопка

Для многих учреждений и частных компаний сигнальные или тревожные кнопки стали отличной экономной альтернативой пандусам. Ставишь такой звоночек на дверь с тем посылом, что при необходимости инвалида встретят и проводят, куда ему требуется. Но инвалиды-колясочники вспоминают, как не раз так пытались попасть в «автоприборовскую» поликлинику и больницу.

- Мы позвонили, предупредили, что едем, что надо нас встречать в течение часа. По приезде мы нажимали на кнопку много раз, ждали, но так никто и не пришел. Помогли прохожие, затолкали с коляской внутрь. Спрашивали медсестер, врачей, санитарок – никто так и не сказал, кто же отвечает за работу тревожной кнопки и кто должен встречать инвалидов.

Культуру портит пандус

Сейчас практически все театры, музеи, выставочные и развлекательные комплексы и кинотеатры имеют пандусы и специальные перила. Владимиро-Суздальский музей-заповедник не исключение.

- В Палатах можно попасть на первый этаж, в фойе, а дальше сплошные ступени, ни пандусов, ни лифта. В Музей хрусталя ведут такие ступени, что по ним вообще не забраться, даже с поддержкой. Та же картина и в других музеях и выставочных центрах. Сколько раз мы обращались к их руководителям. Всегда слышим в ответ одно – пандусы и другие специальные приспособления для подъема по лестнице портят внешний вид культурного объекта. Вот вам и равные возможности, – сетуют инвалиды.

Доля довольных определена

При чтении программы формирования доступной среды наткнулись на интересные показатели – оказывается, есть и такой: доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг, а также доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов. Так вот, по мнению властей, которые разработали и утвердили программу, на сегодня доля довольных равна 10%, а уже в следующем году их станет вдвое больше. И с возрастанием до 50% к 2020 году. Чиновникам-то оно виднее.

По инф. vipnovosti33.ru

Источник: moi-goda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ