Архив:

С широко закрытыми глазами

Выставка незрячих художников открылась в Красноярске. Вниманию ценителей искусства авторы представили более 75 своих работ

В конце сентября в Красноярской краевой специальной библиотеке инвалидов по зрению открылась выставка незрячих художников "Палитра души". На суд красноярскому зрителю представили более 75 работ знаменитых мастеров Санкт-Петербургской студии изобразительного искусства незрячих художников.

"В экспозиции представлены работы пяти незрячих петербургских художников с совершенно разной техникой выполнения – есть рельефные картины, выложенные бисером, пластилином или выдавленные на мягкой фольге, картины-аппликации, рисунки, выполненные гелиевой ручкой и карандашом, а также классические акварели", - рассказал директор Красноярской краевой специальной библиотеки инвалидов по зрению Павел Пермяков.

Вместе с тем, он отметил, что впечатляющими являются не только сами картины, но и техники их выполнения.

"Я наблюдал, как рисует Олег Зиновьев, совсем слепой художник. Одну руку он кладет на специальную рамку, позволяющую чувствовать границы холста, вторую – на лист бумаги и, не отрываясь, водит по нему карандашом. Нарисованное художник контролирует при помощи подушечек пальцев", - сообщил директор библиотеки.

Помимо картин Зиновьев занимается резьбой по дереву и создает скульптуры. Обычно при создании своих произведений помощь посторонних художнику не требуется, за исключением тех случаев, когда нужно слепить скульптуру конкретного человека. Тогда сориентироваться в пропорциях мастеру помогает ассистент.

Олег Зиновьев "бредил" с искусством самого детства, рисовал везде и на чем придется, однако получить соответствующее образование петербуржцу так и не удалось. Конечно, как и многие в детстве он успел посетить несколько занятий по рисунку во Дворце пионеров, но потом в планы юноши вмешалась война.

Ленинградскую блокаду мальчик пережил, однако начал стремительно терять зрение. Прогнозы врачей были неутешительными – восстановить зрение не удастся, в перспективе полная слепота. С такими данными в высшие художественные заведения парень, конечно, попасть уже не мог. Однако желание учиться рисунку и живописи оказалось сильнее его физических возможностей. В 18 лет Зиновьев чудом поступил на курсы художественных мастеров росписи по фарфору на Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. По окончании обучения он какое-то время проработал на заводе, а затем ушел на Ленинградскую студию телевидения, где занимался созданием мультипликационных образов.

На телестудии Олег Зиновьев проработал много лет. От коллег свою проблему со зрением он скрывал, как мог. Однако когда на глазах у руководства и всех сотрудников мультипликатор не смог найти выход из служебного помещения, ему предложили уволиться. Вскоре, как и предупреждали врачи, наступила полная слепота. На адаптацию к новому состоянию у Зиновьева ушел не один год. Но и на этот раз рвение к творчеству оказалось сильнее болезни. Несмотря на свою слепоту, бывший мультипликатор начал рисовать, осваивать специальные техники, так в упорстве и большом желании достичь своей цели родился художник.

Также свое мастерство красноярцам продемонстрировал еще один незрячий художник из Санкт-Петербурга Александр Нехорошев.

"На днях он приезжал на встречу с нашими читателями. Провел для них небольшой мастер-класс, рассказал о методиках, которые использует в своей работе", - сказал Пермяков.

Как и у Зиновьева, какого-то специального художественного образования у Нехорошева нет. Сначала будущий художник, инвалид по зрению II группы учился в ленинградской школе-интернате для слабовидящих детей, затем на массажиста в местном медицинском училище. Высшее образование Нехорошев получил в Институте специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга. Рисованием он начал заниматься в 1999 году в изостудии Санкт-Петербургского Дома культуры "Досуг".

Как поясняют специалисты, при создании картины или рисунка главная задача для человека, утратившего зрение – обрести так называемую "точку отсчета" или, иными словами, научиться ориентироваться по холсту в процессе работы. Для этих целей используются все возможные средства, делающие картины слепых художников рельефными не только за счет самого изображения, но и благодаря применяемым материалам, а также специальным техническим приемам и приспособлениям.

К примеру, одной из наиболее распространенных техник является способ рисования цветным пластилином на листе картона. Пластилин в данном случае исполняет роль красок, которые наносятся на поверхность плотного картонного листа небольшими мазками, имитирующими мазки от кисти. Технически это выглядит следующим образом: художник берет кусочек пластилина, скатывает его "в тоненькую колбаску" и рисует им контур предмета, размазывая пластилин тонким слоем 1-2 мм или укладывая его бороздкой для большей рельефности.

Еще один популярный метод – рисование на бумаге карандашами и цветными шариковыми ручками. В отличие от своих зрячих коллег для создания таких картин слепые художники используют специальный планшет - кусок фанеры, поверх которого наклеивается лист плотной резины или несколько слоев клеенки. Благодаря данной технологии линии, прочерченные карандашом или шариковой ручкой, фиксируются на подкладке, что и образовывает вспомогательный каркас рисунка, необходимый слепому художнику. Плюс этого способа заключается еще и в том, что одновременно штрихи, сделанные карандашами или ручкой, закрашиваются в соответствующие цвета, а это, в свою очередь, придает изображению дополнительные яркость и живость.

Также многие незрячие художники практикуют тиснение на хозяйственной фольге. На такую поверхность изображение наносится специальным металлическим стержнем с закругленным концом. Для дополнительной защиты своего холста, под фольгу мастер подкладывает слой плотной резины.

Похожая техника применяется и при создании картин на фотобумаге. Сначала острой иголкой художник процарапывает эмульсионный слой, а затем графитовым порошком выбранного цвета, нанесенным на ватный тампон, закрашивает процарапанные места (к нетронутому эмульсионному слою порошок не пристает).

Также заслуживает внимания и техника рисования черным карандашом по ткани. Как и при работе с цветными карандашами, художнику нужен специальный планшет – лист фанеры, покрытый тонким слоем пластилина и накрытый сверху натянутым куском белой простыни. При нанесении рисунка на такую поверхность художник продавливает пластилин, что в свою очередь позволяет ему контролировать процесс работы.

Еще одна интересная техника, используемая незрячими художниками – рисование восковыми мелками по меловой бумаге, под которую подкладывается твердый и гладкий планшет. В этом случае мастер ориентируется по выпуклому следу, оставляемому восковым составом карандаша на гладкой поверхности полотна. Кроме того, еще одной разновидностью данной методики является нанесение изображения белым восковым мелком на лист плотного белого картона. Такой рисунок нужно окунуть в цветные чернила, в результате чего бумага окрасится, а рисунок, нанесенный мелком, останется нетронутым.

Стоит отметить, что это далеко не все методики, применяемые слепыми художниками при создании своих картин. Посмотреть, на что еще способны санкт-петербургские мастера, желающие смогут в Красноярской краевой специальной библиотеке инвалидов по зрению до 27 октября.

Наталья Пономарева

Источник: interfax-russia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ