Архив:

Экзамен на инвалидность

Один из пунктов повестки дня очередного заседания комиссии Общественной палаты по социальной политике и здоровому образу жизни граждан, касался системной проблемы получения инвалидности. Что греха таить, сегодня в обществе существует убежденность, что получение инвалидности, тем более если болезнь у человека не имеет явных внешних признаков, затруднительно без подкупа врачей и экспертов. Возможно, это эмоциональная оценка тех, кто не смог отстоять свое право на помощь государства, но, как говорится, нет дыма без огня.

Поход за справками в медицинское учреждение, а затем на экспертизу в бюро медико-социальной экспертизы по эмоциональному накалу можно сравнить со сдачей государственного экзамена.

Зато все гладко на бумаге. Как рассказала заместитель руководителя по экспертной работе Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Ольга Кузина, для признания инвалидности в первую очередь следует обращаться в поликлинику по месту жительства. Если основания для оформления инвалидности имеются, врач дает направление на медико-социальную экспертизу. Таких на территории Саратовской области около трех десятков, 17 из которых находится в г. Саратове, а 11 – в районах области. По профилю они делятся на общие, смешанные и педиатрические.

В соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 г. №1121), инвалидность устанавливается при наличии как минимум двух из трех предусмотренных условий. В их числе нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Решение по делу о признании человека инвалидом принимает комиссия в составе трех человек. Если гражданин в силу своих ограниченных возможностей не может самостоятельно явиться на экспертизу, по решению начальника бюро комиссия проводит освидетельствование на дому или заочно. Лицу, признанному при проведении медико-социальной экспертизы инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, также для него прописывается индивидуальная программа реабилитации.

Все звучит очень просто, но на деле для того, чтобы получить инвалидность, нужно порой пройти непосильное испытание. Пенсионерка Артемова, например, несколько лет не может оформить инвалидность брату, которому до пенсии осталось три года (он не может работать из-за болезни). Семья Насибян не может получить инвалидность для пятнадцатилетнего сына, перенесшего сложную операцию по удалению инородного предмета – катетера – из сердца ребенка, оказавшегося там, кстати, по халатности врачей во время переливания крови. Еще в одной семье 22-летняя девушка смогла получить инвалидность лишь после перенесенной серии сложнейших операций и долгих мучений.

Как признались члены комиссии, все приведенные истории свидетельствуют, что в деятельности многих экспертных комиссий отсутствует человечность.

В какой-то мере представителей МСЭ пытался поддержать председатель Саратовского отделения Всероссийского общества инвалидов Владимир Котин. По его словам, виной всему является инструкция, которая ставит экспертов в жесткие рамки.

Тем не менее, по словам Ольги Кузиной, ежегодное первичное освидетель­ствование с целью получения группы инвалидности проходят около 11 тыс. человек, при этом только в 10% случаев их право на это оспаривается экспертами. При повторном обращении за подтверждением ранее установленной инвалидности (30-38 тыс. человек) отказы составляют всего 5%. С начала года лишь 700 граждан обжаловали отказные решения.

Председатель комиссии ОП Наталия Королькова скептически отнеслась к этим цифрам и попросила представителя областного МСЭ представить в Общественную палату более конкретные данные. Она сообщила: многие считают, что на экспертов оказывается давление с целью уменьшения количества признаваемых инвалидами. Но на вопрос члена комиссии Ольги Пицуновой, не стимулируется ли снижение количества получаемых инвалидностей повышением заработной платы экспертов, представитель МСЭ дала отрицательный ответ.

Тем не менее, Наталия Королькова призвала учреждение к тому, чтобы оно руководствовалось соображениями гуманности, этики и духовности.

Было принято решение обратить внимание органов власти на существующую проблему сочетания норм морали и права в положении, регламентирующем деятельность медико-социальных экспертиз.

Источник: glasnarod.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ