Архив:

Дом - полная чаша?

Расформирование детских домов лишит многих чиновников сытной кормушки

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев объявил о закрытии всех детских домов в Подмосковье. Не сразу - программа рассчитана до 2018 года, но, чтобы ее выполнить, власти рассчитывают ликвидировать по четыре-пять учреждений в год. Однако благие намерения могут упереться в неожиданную преграду.

Маленькому человеку лучше жить в семье - это не обсуждается. Пусть не в родной, но в любящей и заботящейся о нем - непременное условие. И когда полгода назад проект программы «Россия без сирот» вынесли на всеобщее обсуждение, казалось, вот оно, воплощение вселенской справедливости: все «казенные» дети станут наконец «домашними» и счастливыми.

В Московской области за первое полугодие 2013 года усыновили, взяли под опеку или на попечение 1275 детей, за 2012-й - 2413 детей. Могли бы больше, но есть один момент: у определенной категории граждан закрытие детских домов вызывает стойкое неприятие. Потому что детский дом - это деньги.

По данным уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, на содержание ребенка в детском доме выделяется 300 - 350 тыс. руб. в год. Это нижний порог. В некоторых регионах, например в Красноярском крае, власти тратят по два миллиона рублей на нос - это 167 тыс. руб. в месяц! А еще есть спонсорские отчисления, гуманитарная помощь, всевозможные программы помощи и - чего уж там - воровство и взятки.

С этого кормятся толпы людей.

В обычном детском доме на 100 детей приходится 130 сотрудников - так полагается. В коррекционных - «обслуги» в два раза больше. Все, кто входит в ее число, получают зарплату и прочие «бонусы», и перспектива потерять их с расформированием «сиротских домов» им, естественно, не «улыбается».

Павел Астахов (на фоне своей дачи) уверен, что всем детям найдётся место в семьях

Помимо них, в этой сфере трудятся полчища чиновников, контролирующих воспитательный процесс, и руководители детдомов и интернатов, которым тоже невыгодно, чтобы сирот в стране становилось меньше.

Мы не говорим о всех - безусловно, есть подвижники, которые добросовестно выполняют свою работу, но наивно полагать, что, по сути, дармовые деньги не прилипают к чьим-то нечестным рукам.

- Система «сиротских» учреждений - гигантская губительная отрасль, огромный источник денег. Это подряды, заказы, которые можно пилить и воровать, спецпроекты, поставленная на поток машина разворовывания гигантской гуманитарной помощи. Руководство соответствующих ведомств субъектов РФ наживало бюджетные миллиарды на интернатной системе, - говорит руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.

«Прикормленная» публика сопротивляется грядущим реформам, как может: замалчивает сведения о своих воспитанниках, которые могли бы уйти в семью, требуют ненужные бумаги, затягивая усыновление, запугивает страшными диагнозами. В детдомах до сих пор действует подушевое финансирование - платят за каждого воспитанника, и чем их больше, тем отчисления солиднее. За тяжелый диагноз есть надбавки, поэтому наличие инвалидов приветствуется.

- Моя сестра занимается усыновлением ребенка уже полгода. Начали оформлять, когда малышу было семь месяцев, сейчас уже больше года, а она никак не может забрать его из Дома ребенка. Никому дела нет до того, что ребеночек уже называет их мама и папа, - всем пофиг! - делятся опытом люди, которым «повезло» нарваться на бездушных чиновников.

Кстати, трюк с липовыми диагнозами отлично срабатывал с иностранными усыновителями: под видом глубоких инвалидов из страны вывозили вполне себе крепеньких малышей, от которых якобы отказались в России. Естественно, за взятки. Бизнес под названием «Россиротпром» (определение Альтшулера) процветает давно. Сейчас он просто изменил свои формы.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда:

- Уполномоченный по правам ребенка выдвинул проект «Россия без сирот». Россия никогда не будет без сирот! У нас слишком большое, неустойчивое государство, слишком неустойчивая экономика. И пока женщины будут от отчаяния рожать и бросать детей, ничего хорошего не выйдет. По нашим данным, в последние годы в России 100 тысяч детей раздали в приемные семьи. Из них 30 тысяч вернули в казенное учреждение. Не надо соблазнять людей деньгами. Сегодня в Москве ежемесячные выплаты приемной семье около 30 тысяч. Самое быстрое решение - взять ребенка «за деньги», а самое быстрое обратное решение: хрен с ними, с деньгами, я с этим не справлюсь. Мы страна порыва - у нас эмоциональное начало часто превалирует над разумным.

Антон Тарасов

Источник: eg.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ