Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Человечки дождя

Аутизм овеян множеством тайн и мифов. Недаром к этой теме нередко обращаются киношники. Сразу вспоминается знаменитый фильм «Человек дождя», главный герой которого, страдающий этим недугом, обладает в то же время гениальными способностями к устному счету. Или не столь давний «Меркурий в опасности»: пятилетний мальчик-аутист походя раскалывает сверхсекретный правительственный код... Правда, в реальной жизни все прозаичнее и сложнее. Гениальностью обладают далеко не все аутисты, зато социальная беспомощность - беда каждого из них.

По словам главного врача областного психоневрологического диспансера Алексея Онегина, у нас насчитывается более восьмидесяти ребятишек, у которых выявлен детский аутизм (во взрослом возрасте проявление психического расстройства подобного рода называют синдромом аутизма). Обсуждению этой темы была посвящена пресс-конференция в областном центре социальной помощи семье и детям.

Более 60 лет назад аутизм был впервые описан американским психиатром Лео Каннером. Но вопросов, касающихся этого сложного заболевания, с тех пор только прибавилось. Почему подверженные ему люди существуют в мире собственных представлений и грез? Причины не выявлены до сих пор. Неизвестно и то, отчего число страдающих аутизмом довольно быстро растет. Есть предположение, что это связано как с генетическим сбоем, так и с нынешней неблагоприятной экологией. Во всяком случае, сегодня на десять тысяч человек регистрируется до двадцати случаев этого психического расстройства. Причем, по мировой статистике, у мальчиков оно встречается почти в четыре раза чаще.

Медики подчеркивают: чуткие, любящие родители могут уловить необычность малыша уже на первом году его жизни. Это крайне важно. В таком случае шансов «вытащить» его из замкнутого мира будет гораздо больше. Поэтому специалисты убеждены: осведомленность родителей о недуге, от которого никто не застрахован, - одно из главных условий в борьбе с ним.

Главный детский внештатный психиатр области Галина Угрюмова отметила, что родителей прежде всего должно насторожить несвойственное для малюток поведение. Если ребенок не реагирует на общение с ним, остается безучастным даже к нежному воркованию мамы, не просится на руки, боится малейшего прикосновения к себе - есть повод обратить на это внимание врача.

Такой карапуз подрастает вместе со своими страхами: место естественного любопытства к окружающему миру поглощает боязнь всего нового. При этом стоит ему уйти во внутренний мир привычных фантазий, чрезмерная робость исчезает. Подчас такие дети, погрузившись в собственное пространство, поражают глубокими не по возрасту монологами. Но стоит их вернуть в реальность, как они уже не в состоянии ответить на самый элементарный вопрос.

Между прочим, существует парадоксальная связь, объяснить которую ученые пока также не могут. Как правило, у родителей аутистов широкий кругозор, они хорошо образованны и обладают особенно ценным в их положении качеством - целеустремленностью. Хотя понятно, что жизнь таких семей никак не назовешь простой. Ведь ребенок зачастую даже не может учиться в обычном классе. В этом случае есть только один выход - индивидуальное образование.

Одна из мам, присутствовавших на встрече, рассказала, как однажды привела дочку в школу - впервые после четырех лет домашнего обучения. Сделать это посоветовала учительница, которая была готова помочь адаптироваться девочке, преуспевающей в учебе. Увы, но препятствием оказался эгоизм того самого внешнего мира, которого так опасается ребенок. Одна из родительниц, узнав о присутствии в классе необычного ребенка, потребовала «эксперимент» прекратить. Сейчас девочка, как и прежде, учится дома, при этом демонстрирует большие способности к математике и иностранному языку...

Примечательно, что мамы рассказывали о своих особенных детях с особой теплотой и без малейшей обиды на тех, кому трудно понять их проблемы. Справляться с ними помогают самоотверженность и любовь к своему необычному ребенку, ради благополучия которого они готовы жертвовать личными интересами.

Большую помощь, конечно, оказывают и врачи-психиатры, и специалисты центра социальной помощи семье и детям, в котором ребятишки проводят много времени. Современные методики социальной и психологической адаптации в сочетании с возможностями релаксационного оборудования, которое здесь есть, дают определенные результаты. Жаль, что возможность пользоваться всем этим пока есть только у мурманчан. Сейчас центр посещают пятнадцать ребят, страдающих аутизмом. Кстати, десять лет назад здесь было только два ребенка с таким диагнозом. И это еще раз подтверждает тревожные прогнозы ученых по поводу роста заболеваемости и актуальности проблемы.

- Работа с такими детьми требует очень большого терпения. Главное - не торопить время, иначе можно только навредить, - говорит педагог-психолог центра Лариса Ивахненко. - И мы видим, как ребята постепенно меняются: безразличие и страх отступают. Когда мы в первый раз ездили с ними в океанариум, проблема была даже в том, как их в автобусе рассадить, настолько настороженно они относились даже друг к другу. А уж самостоятельно прикоснуться к морским котикам - для многих это вообще было немыслимо! Хотя и видно было, что хотелось бы. Одна девочка положила свою ручонку мне на руку - вот вместе мы его и гладили...

А посмотрите, как они сейчас смело с ними общаются! - комментируя представленную участникам встречи видеозапись, продолжила свой рассказ Лариса Ивахненко. - Для таких ребятишек - это еще одна маленькая победа. А значит, и для нас тоже.

- Один российский ученый-психиатр, по-моему, очень точно заметил: об уровне гуманности общества можно судить по отношению к детям и к психически больным, - подчеркнул Алексей Онегин, говоря о проблеме социальной адаптации таких пациентов. - И то, сможет ли такой человек быть принят обществом, зависит не столько от медицины, сколько от окружающих его людей. Совершенно очевидно, что сейчас назрела необходимость ввести для студентов пединститута специальный курс по психиатрии, который касался бы, в частности, и детского аутизма. Ведь именно от педагогов во многом зависит решение многих сложностей, связанных с особенностями детской психологии, причем независимо от того, есть у ребенка проблемы со здоровьем или нет.

Ольга Нуреева

Источник: mvestnik.ru