Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Лавка добра

Ижевчанка открыла в Удмуртии первый благотворительный магазин. Все началось с того, что две подруги - Светлана и Лариса - в ноябре прошлого года зарегистрировали благотворительный фонд «БлагоДарю» и стали проводить праздники для детей-инвалидов в занимательной, игровой манере - в традиционных русских костюмах, под гармошку, с веселыми хороводами, песнями и народными забавами.

Не случайно для праздников мы выбрали именно народную стилистику, - поясняет психолог Лариса Тугбаева. - Все, на что сегодня направлена современная педагогика и психология, есть в славянских играх, издавна известных на Руси. Для детей с ограниченными возможностями подобные игры тем более необходимы, поскольку позволяют общаться со сверстниками. Такие детишки мало куда ходят, у них ограничен круг общения, а праздник - это путь к объединению и познанию чего-то нового.

После первого праздника Светлана долго приходила в себя. Она увидела, что дети из неблагополучных, неполных, многодетных и малоимущих семей радуются любому знаку внимания или доброму жесту. Тогда она твердо решила: благотворительность - именно то, чем она хочет заниматься, и принялась искать спонсоров для проведения благотворительных акций.

Среди ижевских предпринимателей нашлись добрые люди. Благодаря их средствам ансамбль «Родные узоры» и благотворительный фонд провели праздники в детском отделении Республиканской психиатрической больницы, районных центрах социального обслуживания и в реабилитационном центре ДЦП. Недавно Светлана и Лариса договорились о проведении праздников в отделениях неврологии и онкологии детской республиканской больницы. В ближайшее время планируют связаться с реабилитационным центром для детей-подростков. Их мечта - организовать дискотеки для глухих, а разовые акции сделать постоянными. Выделить среди рабочей недели специальный день, к примеру, четверг, чтобы дарить праздник не только ижевским детишкам, но и ребятам из отдаленных районов республики.

В этом случае финансирование проектов фонда должно стать постоянным. Ресурсы спонсоров не бесконечны. «Деньги - не тот ресурс, который люди готовы безвозмездно отдавать», - поняла Светлана, когда столкнулась с недоверием людей, сомневающихся в добросовестности благотворительных фондов. Она решила действовать нестандартным путем.

Нетипичная затея

Светлана взяла в аренду помещение в центре города, закупила стеллажи, мебель, вывеску, штендер. За символическую плату наняла бухгалтера, двух продавцов и 1 августа открыла первый в республике «Магазин Добра». Главная задача проекта - превратить хорошие, но не нужные одним людям вещи в полезный ресурс для других и тем самым создать эффективную схему привлечения средств на благотворительные цели.

Иными словами, в благотворительный магазин горожане могут принести абсолютно любые вещи, в которых они больше не нуждаются (от одежды до книг). Вещи сортируются: около 90 процентов одежды отдаются в благотворительные организации (в соответствии с нуждами их подопечных), 10 процентов - отправляются в магазин. Вырученные средства идут на организацию и проведение праздников для детей-инвалидов.

Уникальность проекта в том, что он сам себя финансирует. Это не те благотворительные фонды, которые вынуждены просить деньги у сознательных граждан и сердобольных предпринимателей, а молодое направление «социального предпринимательства», которое ищет в России новые пути развития и свой стиль работы, не похожий на европейский. Кстати, проблем в нашей стране гораздо больше, чем в той же Англии, где благотворительные магазины пользуются огромной популярностью, - это и бедность населения, и неразвитость культуры вторичного использования вещей, и отсутствие системы раздельной переработки отходов, и недоверие граждан к благотворительным организациям. «Магазины Добра» призваны участвовать в решении всех этих проблем.

Ижевский пример

Открыть благотворительный магазин в Ижевске Светлане было совсем не легко. Первое, с чем она столкнулась, - медленная окупаемость проекта. Ежемесячная аренда помещения в 47 квадратных метров стоит сорок тысяч, прибыль за первый месяц составила одиннадцать тысяч с копейками. И это при том, что вся молодежная одежда и занятные ретро-вещицы продаются здесь за 39 рублей!

Отсутствие рекламы - корень всех проблем. На «раскрутку» у основательниц попросту нет денег. О симпатичном магазинчике с ярко-розовой вывеской на первом этаже сталинской пятиэтажки, напротив здания бывшего Дома радио, мало кому известно. Разве что знакомым Светланы и Ларисы, волонтерам из социальной сети, в которой публикуются новости проекта, и жителям из близлежащих домов, которые мешками приносят в магазин свои старые вещи. На «сарафанное радио» вся надежда.

Основную часть вещей «БлагоДарю» отдает в Дом милосердия и Теплый дом (государственная организация на Воткинском шоссе, 110, с обширным банком вещей, в которой одеваются неимущие жители республики). Особых критериев по отбору вещей у магазина нет. Здесь никому не отказывают, с благодарностью принимают все, что им приносят: книги, диски, бижутерию, аксессуары, сувениры, небольшие предметы интерьера, посуду и столовые приборы, игрушки, изделия ручной работы, бытовую технику в рабочем состоянии, взрослую и детскую одежду и обувь...

- Главное условие - вещи должны быть чистыми, в хорошем состоянии, - говорят сотрудницы магазина. - Дарители должны понимать, что сдача вещей для последующего использования - это не то же самое, что вынос хлама на помойку. Если у вас нет возможности привести вещи в порядок, лучше их выкинуть. Потому что даже бездомным нужна нормальная, пригодная для носки одежда. Если приведение вещей в порядок для вас слишком энергозатратное действие, пожалуйста, не обижайтесь на нас, но не привозите вещи в «БлагоДарю».

Светлана убеждена, люди, пришедшие в благотворительный магазин, не должны испытывать унижение от того, что покупают чьи-то подержанные вещи. «Церкви и центры социального обслуживания часто не имеют возможности сор-тировать одежду из банка вещей, - говорит она. - Одежда лежит на полу в большой куче, и человек, роясь в этих вещах, чувствует определенный дискомфорт. В своем магазине мы стараемся уделять внимание декору и цветовой гамме интерьера, выкладке товара и грамотному оформлению тематических полок, приветливому обращению с покупателями и созданию для них различных событийных поводов - мастер-классов по hand-made, выставок ретро-вещей и художественных работ детей-инвалидов». Проблем с ассортиментом у магазина нет. Вещи расходятся моментально. Девушки даже не успевают фиксировать количество принятых и проданных вещей. Автор проекта уверена, в Ижевске у него есть все шансы стать успешным, популярным и востребованным. Уже сейчас Светлана слышит много позитивных откликов. Одинокие старики и молодые мамочки приходят в магазин пообщаться - попить чайку, поделиться своими историями. Им важны не только покупки, но и добро, которое они здесь получают.

НАША СПРАВКА

В то время как для России этот механизм пока еще инновация, в Англии, США и Австралии благотворительные магазины давно и успешно работают.
На создание социально полезного магазина в Ижевске Светлану Малых вдохновил пример группы инициативных петербуржцев, которые три года назад открыли первый в нашей стране благотворительный магазин «Спасибо!». С тех пор в России и странах СНГ появилась сеть таких магазинов. Организаторы питерского проекта уверены, что в ближайшее время благотворительные магазины смогут регулярно генерировать большой объем средств на благотворительные цели, оказывая организациям своего города реальную поддержку.

Юлия Караваева

Источник: udmpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ