Архив:

Антисоциальное социальное такси

Соцтакси Петербурга рискует растерять клиентов

В Санкт-Петербурге инвалиды и ветераны войны всё чаще предпочитают обращаться к услугам обычных перевозчиков, жалуясь на "антисоциальные" условия заказа спецтакси. Впрочем, эти условия образовались не без помощи самих клиентов, заявляют чиновники. Куда везет соцтранспорт? Кому везёт пользоваться им несколько раз в день? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" в Санкт-Петербурге Татьяна Григорьянц.

"Здравствуйте, вы позвонили в службу заказов "Социального такси". В настоящее время все операторы заняты. Оставайтесь, пожалуйста, на линии, вам ответит первый освободившийся специалист. Ваш номер очереди 46".

20 минут ожидания на линии. Все специалисты по-прежнему заняты. Информация о том, кто и куда может заказать соцтакси в Петербурге, крутится по третьему разу: инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, только в будни с 8 утра до 8 вечера и только до социальных учреждений, как то: поликлиник, аптек, ЖЭКов. Вокзалы, аэропорт, объекты культурного досуга - в дополнительном списке (на случай, если останутся свободные авто) и если удастся прорвать телефонную блокаду. На 23 минуте ожидания свободного оператора номер очереди сползает до цифры 36. Уверенность, что кто-то вообще может воспользоваться этим такси, падает до нуля. Попытка заново набрать заветный номер. Гудки и... дежавю:

"Здравствуйте, вы позвонили в службу заказов "Социального такси". В настоящее время все операторы заняты. Оставайтесь, пожалуйста, на линии. Ваш номер очереди 46".

Заказать спецтакси по телефону практически нереально. Можно даже не пытаться, особенно в понедельник и пятницу, с горькой усмешкой говорит Ирина Иванова. Передвигается она только в инвалидной коляске, а большие расстояния преодолевает исключительно на такси. Правда, в последнее время - на обычном, не социальном. Разница в цене, конечно, существенная: вместо 10 процентов от стоимости поездки приходится платить полную сумму, но зато машина подается в течение 30 минут и наверняка. В остальном различий нет, говорит Ирина Иванова:

"Просто плакать хочется. Приходит машина, и ставят доску, чтобы подняться, просто обыкновенную доску, фанеру толстую. И силами физическими поднимают. Надо такси с подъемниками, а таких машин очень мало. Если ребятам надо куда-то ехать, им надо заказывать за неделю минимум. И то им могут отказать".

Так называемый спецтранспорт для инвалидов - действительно очень специфичный. Заказываешь большую машину с подъемником - приходит старая прокуренная иномарка с чихающим двигателем и возмущенным водителем, который в особенно грубой форме объясняет, что он - не грузчик, а сажать пассажира должен специально обученный сопровождающий. Где его взять, не объясняет. И как быть, если пассажира посадили, а машина до места назначения не доехала, - тоже, рассказывает Анатолий Смыслов:

"Когда мы ехали, у той машины отвалились задние колеса. И всё - я дальше поехать не смог. Пришлось меня тащить полтора километра по сугробам".

Анатолий - в числе постоянных клиентов соцтакси. Он нашел способ делать заказ быстро - через Интернет. Но все равно приходится ждать машину несколько дней, говорит он. Хотя среди перевозчиков Петербурга, пожелавших участвовать в социальном проекте, - почти 60 частных компаний на рынке, поясняют в Комитете по социальной политике города. И успевают они обслужить немалое количество нуждающихся - по полторы-две тысячи в день. А некоторых - и по несколько раз в день, отмечает депутат Заксобрания Петербурга Людмила Косткина:

"Только 10 процентов могли получить эту услугу. Анализ этого года показал, что были такие (есть фамилии, адреса), кто даже по 400 раз в году смог съездить. То есть это больше, чем 2 раза в день. А кто-то, конечно, никак не мог до них дозвониться и получить услугу".

Из-за таких недобросовестных пользователей и возникают длинные очереди на услугу, объясняет депутат. Многим инвалидам и ветеранам приходится пересаживаться на обычное такси. Впрочем, иногда это даже выходит дешевле, порой чуть ли не в два раза. Если, скажем, перевозчиком установлена фиксированная оплата за поездку по городу или району. В социальном же такси расчет производится за километраж, уточняет заместитель председателя комитета по соцполитике Петербурга Галина Колосова:

"Установлен размер стоимости километра. А стоимость поездки зависит от километража и того пути, каким такси везет инвалида. Конечно, иногда пути из-за наличия пробок в большом городе могут меняться. Из-за этого, возможно, происходит некоторое увеличение стоимости, а в иной период - наоборот, снижение стоимости, если пробки нет, и водитель спокойно добирается до объекта. Всё правомерно".

Однако в правомерности завышения цен порой приходится сомневаться, говорит Ирина Иванова. Она сама лично сталкивалась с тем, как не сходится дебет с кредитом при оформлении заказа. Рассказывает Ирина Иванова:

"Нам, например, говорят: "Соцтакси вас везет за 100 рублей. Это 10 процентов. Значит, тысяча получается. Мы звоним в эту же компанию (узнаем, какая компания нас везет), говорим тот же маршрут, и там получается 750, 800 рублей. То есть сумма значительно меньше. На это нам отвечают, что считает программа, компьютер".

И вычисляют стоимость поездок так по-разному совсем неспроста, уверены клиенты социального такси. Ведь таксопарки за перевозку по данной программе получают оплату в полной мере: часть денег платят сами пользователи (какую, зависит от категории их инвалидности, но не больше 50 процентов), а часть поступает из горбюджета. Куда девается разница в расчетах? Видимо, кому-то под капот.

Татьяна Григорьянц

Источник: radiovesti.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ