Архив:

Безбарьерная среда для отдельно взятого дома

Артему Маслову 30 лет. Из них 10 — на инвалидной коляске. Несчастье случилось в 2003-м: плавал в бассейне, неудачно нырнул. Травма — ее и называют «травма ныряльщика» — шейного отдела позвоночника. У парня не работают ноги, и плохо — руки. Почти 10 лет он борется за то, чтобы жить, как все люди. Борется и побеждает, и снова борется, и снова надеется и верит в победу… И если бы дело было только в нем самом!

Мечта, которая казалась несбыточной

Бабушка у подъезда сурово осведомилась: а в какую вы квартиру, чужие люди? Но услышав, что в 32-ю, разом подобрела… В подъезде при входе пандус на ступеньках и — чудо техники — электрический подъемник для колясочников! Мечта, порой несбыточная, для тысяч, а то и десятков тысяч людей, таких как Артем Маслов. Ведь не во всех наших старых жилых домах возможно его установить, габариты не позволяют; а иной раз и «добрые» соседи поднимают крик: мешает! Как удалось Артему — отдельная тема: сколько он его пробивал, сколько писал… Хорошо, что здесь, в его доме, пространство при входе обширное, планировка позволяет поставить эту громоздкую конструкцию без помех. Хорошо, что в Москве началась работа по обустройству безбарьерной среды для инвалидов. А с другой стороны, сами знаете: кто чего-то сильно хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

…А вот мне для начала велено было искать «прихватки» — и это не те ватные варежки для кастрюли или сковородки, а такие хитроумные приспособления на липучках, которые надеваются на кисти рук, чтобы при их помощи можно было ухватить и зафиксировать рычаг тренажера — пальцы-то у него не держат.

Эта конструкция чуть не полстены в комнате Артема занимает, и занимается он на ней ежедневно: в тонусе мышцы надо держать, иначе нельзя… — Глянь, пожалуйста, вон там, внизу, в шкафу, черные такие, — говорит Артем.

Комната небольшая, но все, что надо, все, что помогает в жизни, есть, и чуть не каждый сантиметр полезной площади использован с умом. Компьютер, тренажер, откидной столик — для экономии пространства: самоделка.

Шведская стенка с коленоупором — еще одним приспособлением для занятий-упражнений-тренировок. Над кроватью — подъемник, без него сам не не поднимешься… — Вес тут можно ставить любой, от 20 до 50 килограммов, — объясняет Артем устройство своего тренажера, — вот сюда локти кладу и вот так… занимаюсь. Есть и верхняя тяга — вон цепь наверху, видишь? И в ванной комнате подъемник оригинальной конструкции — его придумал сам Артем, «привязал», как говорят специалисты, к месту, к нужным габаритам, с фирмой связался, которая такими делами занимается, чтобы не «типовая» конструкция получилась, а индивидуальная… Годами собирал и подбирал, и обустраивал свое безбарьерное жизненное пространство Артем, а самая, наверное, большая и одна из последних его побед — переделка лифта в доме.

На коляске с электроприводом в него было не въехать, кабина узкая, тесная…

Спасибо всем, кто помогает

Чего стоило ему этой переделки добиться — можно писать роман в письмах в разные инстанции.

Но ведь добился! И помог тут Артему Департамент социальной защиты населения, и префект Юго-Восточного округа под личный контроль дело взял — и дело сдвинулось, и поменяли в доме лифтовую кабину, и расширили проем; и теперь сам, без помощи, может он спуститься на лифте со своего восьмого на первый этаж, и запустить подъемник, вызвав диспетчера; и выехать во двор, поскольку у дома удобный пандус установлен (и даже целых два), и обратный путь так же проделать — сам, ни у кого не одалживаясь.

И посидеть, к примеру, в садике-скверике, воздухом подышать, где мы с Артемом устроились и беседуем «за жизнь».

Когда случилась беда, с ним была мама — светлая ей память, Ольге Германовне, ушла она из жизни. Мама и отчим — именно он самый первый пандус помог Артему в подъезде установить, еще до подъемника, — своими силами практически… И родные люди, тетка родная и ее муж — все помогали Артему, и если уместно тут, в данном случае, слово «повезло», то ему действительно повезло на родных… Никто без помощи не оставил. Лечение, реабилитация и т. д.

— А потом мне помогли понять одну очень важную вещь, — говорит Артем. — Реабилитация — это здорово, необходимо. Но наступает момент, когда ты понимаешь, что одной реабилитации мало и надо идти дальше — с тем, что есть; ведь я знаю, что лучше мне уже не будет, а значит, надо держаться на том уровне возможностей, которые есть сейчас, и что-то еще делать в жизни…

На общих основаниях «Идти дальше» — по Артему, это значит получить образование, найти работу, стать самостоятельным, не сидеть на шее родных. Одно-то образование у него есть — как раз в том самом, страшном для него 2003-м окончил Московский колледж автоматизации и радиоэлектроники по специальности «ремонт и обслуживание радиоэлектронной аппаратуры». Экзамены, говорит, сдавал в больнице: билеты ему туда приносили, преподаватели приходили… Хорошая специальность, слов нет, но — куда теперь Артему «ремонт аппаратуры»? А вот программирование, информационные технологии — самое то. Но понятно, что без высшего образования в высоких технологиях никуда! И в этом году поступил Артем в Московский государственный гуманитарно-экономический институт на факультет прикладной математики и информатики.

…На очное отделение поступил. На занятия, значит, ездить надо. Пять раз в неделю.

Вот и посчитал, сколько денег на соцтакси придется тратить — а никак иначе ему не добраться с его физическими возможностями… Посчитал: если дорога до института и обратно порядка трех часов, то в день на соцтакси придется тратить 630 рублей, при его-то пенсии в пятнадцать тысяч рублей, — особенно не разгуляешься.

— Артем, но есть ведь и дистанционные формы обучения, и прекрасно люди дома сидят и образование получают… Но меня тут же поставили на место: а вот не хочет он, Артем Маслов, «прекрасно дома сидеть»! А хочет учиться, как все студенты, и посещать лекции; и общаться с людьми, и на общих основаниях, как все, сдавать сессии, и, как все, жить нормальной студенческой жизнью! И почему в самом деле, скажите, он — умный, сильный, волевой, молодой парень — должен сидеть в четырех стенах и в лучшем случае выезжать во дворик, типа покурить, воздухом подышать, как дед-пенсионер? И для чего ж тогда все наши замечательные программы по безбарьерной среде, которая, как вы понимаете, не только же пандусами и подъемниками исчерпывается! А вот именно этому должны служить: чтобы была возможность у таких ребят, как Артем, учиться и работать, жить, дружить, любить — как все, вместе со всеми! И те, которые могут и хотят учиться и работать, как Артем, приносить людям пользу, не сидеть на шее родственников и государства — ну, как таким не помочь?! А цена вопроса — 12 600. Невеликие деньги, скажете? Но сколько ж можно просить у родных, и так они помогают всегда и во всем, чем только могут… Добьюсь, говорит Артем. Верю и надеюсь, что люди помогут.

Вот, письмо написал в разные ведомственные организации — прошу, чтобы выделили квоту на поездки в институт… И я же не просто так прошу, я же потом все отдам, верну государству с лихвой, когда работать сам буду, понимаешь? И людям… Его почтовый адрес: nucleo83@mail.ru. Хотите пообщаться, помочь или спросить совета, узнать, как Артем обустраивал свое жилище, как всего сам добился? Пишите Артему, и он обязательно ответит каждому и очень рад будет помочь.

Ольга Мозговая

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ