Архив:

Кажущаяся доступность

В Нижнем Новгороде проверили, как реализуется на практике забота об инвалидах

С начала осени департамент транспорта и связи Нижнего Новгорода начал подводить итоги работы проекта «Доступный Нижний», который реализуется совместно с общественной организацией инвалидов-опорников и колясочников «Инватур». Итоги данного проекта подвели и те, ради кого этот проект задумывался.

«Недружелюбное» метро

По отношению общества к инвалидам большинство российских регионов отстают от столицы. В Нижнем Новгороде более 800 инвалидов-колясочников, число людей с ограничениями по зрению еще больше, но, несмотря на это, только сейчас можно сказать, что в городе сделаны первые шаги, направленные на интеграцию таких людей в общественную жизнь и, прежде всего, на решение их проблем с транспортом. Шаги эти во многом незаметны, но оптимизм внушает то, что инвалиды-колясочники стали встречаться на улице намного чаще, к тому же в последнее время маломобильные люди стали активно участвовать в общественной жизни, занимаются бизнесом и спортом, их все чаще нанимают на работу.

Важно сказать, что постепенно навстречу маломобильным нижегородцам идут не только транспортники и компании, связанные с администрацией города или области, но и коммерческие организации. Таким образом, на входе в крупные торговые центры и развлекательные заведения стало появляться все больше пандусов, а, например, «Сбербанк» по возможности оснащает свои отделения специальными лифтами для колясочников.

В данный момент на городских маршрутах работают 216 низкопольных автобусов, 23 трамвая и 4 троллейбуса, планируется закупать подобный транспорт и в дальнейшем, но, по заявлениям самих инвалидов, множество проблем возникает при пользовании метро. Сейчас специальный лифт функционирует лишь на новой станции «Горьковская», на других станциях организовать что-то подобное невозможно по техническим причинам, ведь почти все они были построены еще в 80-е годы. Об этом корреспонденту «Русской планеты» поведал пресс-секретарь нижегородского метрополитена Андрей Журавский:

- Единственное, что возможно сделать, и что делается — это работа мобильных гусеничных подъемников, которых в Нижнем Новгороде всего две штуки. Такие широко используются в Москве и городах Европы.

Конечно, процедура это непростая: инвалиду или кому-либо из его окружения за некоторое время до планируемой поездки необходимо позвонить по одному из телефонов, указанных на сайте метрополитена. После чего на нужную станцию кто-либо из сотрудников (многие проходят специальное обучение) подгонит подъемник, поможет инвалиду спуститься в «подземку», затем сопроводит его до необходимой остановки и там поможет ему выйти на поверхность. Понятное дело, что такая поездка и подготовка к ней занимают немало времени, и пользуются этой услугой лишь единицы, несмотря на то, что это бесплатно. Остается рассчитывать на то, что станции, которые планируется открывать в ближайшие годы, обязательно будут оснащены специальными лифтами. Однако пока не ясно, есть ли в этом смысл, ведь подобных лифтов, скорее всего, не будет на всех станциях заречной части города, и, инвалиду, спустившись в метро на площади Свободы, выйти, например, на «Двигателе революции» будет невозможно.

По словам организаторов, сам проект «Доступный Нижний» прежде всего помогает систематизировать и контролировать все, что делается в городе для инвалидов. Это не только внедрения в транспорт, но и создание полноценной «карты доступности» тех или иных объектов для людей с ограниченными возможностями. Найти эту карту можно в интернете, разрабатывается она совместно компанией «ДубльГис».

Отступления от нормативов

Стартовал «Доступный Нижний», по словам его руководителя, еще несколько лет назад, а в этом году он стал победителем конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» как один из наиболее значимых для города. Естественно, проект будет существовать и дальше, подобные подведения итогов вовсе не означают его завершение, это скорее оценка промежуточных результатов. Не секрет, что все упирается в финансирование, но нельзя отрицать и имиджевую составляющую подобной работы, от которой администрация города точно не откажется.

На данный момент в городе действует несколько некоммерческих организаций, многие из которых уже несколько лет при поддержке государственных структур или грантов крупных корпораций пытаются сделать жизнь инвалидов проще. Как рассказал корреспонденту «Русской планеты» Рафик Роганян, руководитель одной из таких организаций, «Инватур»: «хорошо, что данный проект одобряется и поддерживается администрацией города. Мы вместе можем составлять отчеты и проводить как раз такие плановые проверки, как прошедшая на этой неделе».

Но действительно ли Нижний стал доступнее? Об этом корреспондент «Русской планеты» побеседовал с Еленой Вороновой — инвалидом-колясочником и членом «Инватура»:

- На мой взгляд, доступнее Нижний не стал, во всяком случае для меня. Даже наоборот — низкополов на моем маршруте от Южного шоссе до площади Горького стало еще меньше, а на некоторых маршрутах их просто нет. Транспорт — самая главная проблема. В Москве низкопольный транспорт ходит с такой же регулярностью, как и обычный, а у нас это пока еще в диковинку. Социальное такси тоже работает ужасно, даже за деньги (причем немалые) заказать его практически нереально, ну и, естественно, метро недоступно. О нас практически никто не думает! – заявила Елена.

К тому же, по ее словам, одна из главных проблем реализации подобных проектов — это систематические отступления от нормативов. Таким образом, средства на те же самые пандусы уходят, их проверяют, по ним делают отчеты, но на самом деле пользоваться пандусами невозможно. Особенно это касается подъездов жилых домов, за которые отвечает не город или НКО, а ТСЖ и домоуправляющие компании. Но чаще всего таких пандусов пока просто нет и вряд ли они в скором времени появятся.

Сергей Жульев

Источник: nnovgorod.rusplt.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ