Международная правозащитная организация Human Rights Watch представила доклад «Вездесущие преграды. Отсутствие доступности для людей с инвалидностью в России»
В России, по официальной статистике, живет не менее 13 млн людей с инвалидностью - это около 9 процентов населения страны. Human Right Watch провела интервью с участием 123 людей с инвалидностью, в шести российских регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Бурятия, Краснодарский край). В некоторых случаях правозащитники проинтервьюировали членов их семей.
Краткое содержание
25-летний незрячий Денис регулярно ездит из пригорода на работу в Москву. Он три раза падал с платформы электрички, а в июне 2012 г. сломал руку. Он рассказывал Хьюман Райтс Вотч: «На каждом шагу рискуешь получить травму… Наверное, если бы там были рельефные полосы, которые четко показывают край платформы, то этого бы не случилось».
****
26-летняя Мария Д. с ограниченной мобильностью передвигается в кресле. Мария живет на третьем этаже многоквартирного дома в Сочи, где в 2014 г. будут проходить зимние Олимпийские и Паралимпийские игры. Лифта в доме нет, поэтому она иногда по несколько месяцев не выходит из дома и лишена возможности встреч с родственниками и друзьями, в том числе – из местной группы людей с ограниченной мобильностью.
****
Отсутствие доступного транспорта не позволяет 52-летней неслышащей и неговорящей Нине из Улан-Удэ ездить в поликлинику в центре города. Она рассказывала о местных маршрутках: «Там нет кнопок, чтобы нажать для остановки. Автобусы лучше, потому что у них остановки постоянные… Мне хватило бы цифровых объявлений остановок».
****
Общий обзор
На сегодняшний день в России насчитывается около 13 млн. людей с инвалидностью. Это те, кто передвигается в кресле-коляске или на костылях, люди с ДЦП, незрячие и слабовидящие, неслышащие и слабослышащие. Это люди с интеллектуальной инвалидностью или отклонениями в развитии (синдром Дауна, аутизм). Люди, у которых проблемы с психическим здоровьем и люди с целым рядом медицинских нарушений. Они живут в каждом крупном городе, в небольших городах, в сельской местности. За последние годы в России предпринят ряд важных шагов по обеспечению более эффективной защиты прав людей с инвалидностью, однако, как продемонстрировано в этом докладе, правительству предстоит сделать намного больше, чтобы обеспечить людям с инвалидностью право на доступную среду. К числу шагов, предпринятых Россией в последние годы для подтверждения своей приверженности обеспечению прав людей с инвалидностью, относится ратификация в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов. Конвенция обязывает государства гарантировать равное пользование людьми с инвалидностью всеми правами человека и основными свободами. В ней прямо указывается, что люди с инвалидностью должны иметь равный доступ к транспорту, физическому окружению, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. В качестве ключевого компонента выполнения конвенции Россия реализует программу «Доступная среда» (2011 – 2015 гг.) с многомиллиардным объемом финансирования. Программа предусматривает федеральное финансирование и консультативную поддержку в целях повышения доступности образования, здравоохранения, информации, транспорта и других государственных услуг для людей с инвалидностью в нескольких российских регионах.
В марте 2014 г. Россия будет принимать зимние Паралимпийские игры в Сочи – черноморском городе-курорте с населением около 340 тыс. человек. Выступая в этом качестве, Россия делает важный шаг в направлении включения людей с инвалидностью в активную жизнь общества. Во время игр более 1 300 спортсменов с инвалидностью будут состязаться в пяти зимних паралимпийских видах спорта. Оргкомитетом «Сочи-2014» предприняты значительные усилия, чтобы оборудовать дверные проемы, места для зрителей и олимпийские объекты для спортсменов, зрителей и официальных лиц с инвалидностью. Во взаимодействии с местными и региональными властями Оргкомитет также принимает меры по повышению доступности самого города Сочи для людей с инвалидностью и по повышению осведомленности о правах людей с инвалидностью в России в целом.
Однако, несмотря на эти позитивные инициативы, для многих людей с инвалидностью в России элементарные аспекты повседневной жизни в силу целого ряда барьеров оказываются трудными или даже непреодолимыми: поездка на работу, в школу или вуз, встречи с друзьями или родственниками, покупка продуктов, посещение культурных мероприятий, поход к врачу. Эти барьеры могут быть физическими, такими как отсутствие пандуса или лифта в доме, на железнодорожной станции, в офисном здании. Либо они могут заключаться в негативном приводящем к дискриминации отношении со стороны работодателей, врачей, водителей транспорта или продавцов и др. В результате многие люди с инвалидностью подолгу не выходят из дома, получают неполное или некачественное образование, могут никогда не создать семью или не реализоваться профессионально.
На основе интервью со 123 людьми с инвалидностью в шести российских городах, а также с представителями местных НПО и общественных объединений инвалидов в этом докладе оценивается доступность инфраструктуры, транспорта, коммерческих предприятий, услуг здравоохранения и реабилитации, возможность профессиональной и нетрудовой занятости, анализируется дискриминация со стороны водителей транспорта, работодателей и работников здравоохранения. Представляемое исследование не претендует на исчерпывающий анализ каждого из препятствий, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью в России, когда пытаются участвовать в жизни местного сообщества. Однако это исследование дает общее представление о разнообразии и видах повседневных барьеров, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью в обследованных нами городах.
В России существует довольно прогрессивный закон, гарантирующий людям с инвалидностью доступность инфраструктуры, информации, образования и здравоохранения, однако государство не обеспечивает его последовательного исполнения, равно как и последовательного исполнения других законов, имеющих отношение к доступности. Более того, в законодательстве присутствуют существенные пробелы и недостатки, такие как отсутствие конкретных механизмов обеспечения исполнения и контроля.
Наши собеседники, обращавшиеся в органы государственно власти, как правило, не получали от чиновников удовлетворительного ответа на свои жалобы. Большинство проинтервьюированных людей с инвалидностью говорили, что на устные или письменные обращения к властям по поводу недоступности инфраструктуры или услуг они либо не получали ответа вообще, либо получали отписку о невозможности удовлетворения просьбы, связанной с доступностью.
В доклад включены рекомендации российским властям относительно шагов, которые следует предпринять в интересах большей защиты прав людей с инвалидностью и улучшения правоприменительной практики.
Выводы доклада
Несмотря на прогресс, достигнутый российским правительством в создании в России более доступной среды, люди с инвалидностью, составляющие, по меньшей мере, 9% населения, по-прежнему сталкиваются с многочисленными препятствиями в доступе ко многим аспектам повседневной жизни, включая жилье, общественный транспорт, общественные здания, учреждения здравоохранения, школы, коммерческие предприятия и возможность занятости. В различных разделах доклада анализируется дискриминационные практики в ряде сфер повседневной жизни. Конвенция о правах инвалидов определяет дискриминацию по признаку инвалидности как «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».
Например, наши собеседники в городах, где проводились исследования, рассказывали, что им трудно выбираться из дома или посещать коммерческие предприятия или государственные учреждения из-за узких дверных проемов, отсутствия лифтов, а также из-за слишком крутых пандусов, не имеющих доступных поручней. На момент нашего интервью с 26-летней Марией Д. (имя изменено), которая передвигается в кресле, она уже четыре месяца не выбиралась из своей квартиры на третьем этаже муниципального дома в Сочи, поскольку в подъезд с улицы можно попасть только по лестнице, а лифт в доме работал с перебоями.
Многие люди с инвалидностью также отмечали серьезные проблемы, препятствующие доступности транспорта и не позволяющие им входить на железнодорожные станции или автобусные остановки, садиться в транспорт или общаться с водителем. Отсутствие доступного транспорта усугубляет сегрегацию людей с инвалидностью в обществе, делая для них трудными или невозможными встречи с друзьями и родственниками, работу вне дома, или пользование общественными объектами и институтами, такими как музеи, театры и парки. В некоторых городах власти стали обеспечивать наличие доступных автобусов или такси, однако многие наши собеседники отмечали их острую нехватку, нерегулярность движения и отсутствие информации об их расписании. Например, мать 10-летней девочки, передвигающейся в кресле, рассказывала, что зачастую больше часа дожидается доступного автобуса на их остановке. Надежда и Татьяна, дети которых передвигаются в кресле, говорили, что их дети не могут преодолеть турникет, чтобы купить билет и сесть в автобус. Собеседники также отмечали нехватку доступных тротуаров и пешеходных переходов.
Люди с сенсорной инвалидностью отмечали отсутствие визуальных и рельефных обозначений для доступности общественного транспорта или услуг. Хьюман Райтс Вотч также выявила несколько случаев дискриминации, когда водители транспорта отказывались опускать подъемник для коляски, чтобы люди с инвалидностью могли войти, - как представляется почти или вовсе без последующих санкций. Двум нашим собеседникам было отказано в посадке на самолет в связи с инвалидностью. Так, в 2008 г. сотрудники российской авиакомпании не пропустили на рейс незрячего человека. Принятые в мае 2013 г. поправки в Воздушный кодекс означают, что теперь такая дискриминация в отношении авиапассажиров запрещена, хотя многое будет зависеть от практики применения новой редакции кодекса.
Наши собеседники также рассказывали о дискриминации со стороны некоторых работодателей, включая прямой отказ брать на работу человека с инвалидностью, меньшую оплату труда работника с инвалидностью, принуждение условиями труда к увольнению по собственному желанию или увольнение по инициативе работодателя по причинам, связанным с инвалидностью. 28-летняя слабовидящая москвичка Юлиана рассказывала нам, как в 2009 г. ее отказывались брать на работу школьным психологом со словами: «У Вас плохо со зрением, как Вы собираетесь работать с детьми?»
По официальным данным, в России трудоустроены только 20% людей с инвалидностью трудоспособного возраста, что сопоставимо с ситуацией в некоторых странах Евросоюза. При этом попытки правительства расширить занятость людей с инвалидностью, как правило, акцентируют создание для них «специальных» рабочих мест. Многие наши собеседники говорили, что сталкивались с дискриминацией в связи с инвалидностью при приеме на работу и в условиях труда, упускали возможности профессионального роста и не могли найти работу. В результате некоторые пытаются скрыть свою инвалидность, как, например, слабослышащая Алла из Санкт-Петербурга, которая, устроившись на работу в дизайнерскую фирму, первые три месяца – в течение испытательного срока – скрывала свою инвалидность.
Люди с инвалидностью также рассказывали о труднодоступности учреждений и услуг здравоохранения, отчасти связанной с недоступностью надлежащих реабилитационных устройств и услуг, а в случае с людьми с полным или частичным нарушением слуха – с проблемами в общении с работниками здравоохранения и вызовом экстренных служб. Люди с различной инвалидностью отмечали, что некоторые работники здравоохранения отказываются общаться с ними напрямую или учитывать их базовые нужды доступности. Некоторые работники здравоохранения также демонстрируют особенное отношение к людям с инвалидностью в части права последних на создание семьи: в одном задокументированном нами случае женщине с инвалидностью настойчиво предлагалось сделать аборт, в другом – женщину с нарушением зрения неоднократно разделяли с ее новорожденной дочерью.
Устаревший подход
Многие российские законы, практики и подход к людям с инвалидностью уходят корнями в советский период, когда на политическом уровне исходили из того, что нужно обеспечивать людей с инвалидностью материальными льготами, но при этом ограничивали их участие в жизни общества, а их самих нередко изолировали, чтобы они не привлекали внимание.
Сегодня людей с инвалидностью официально по-прежнему делят на три группы, введенные в 1932 г. и отражающие предполагаемую степень трудоспособности, объем и виды положенных льгот. В России также сохраняется советская практика содержания многих людей с инвалидностью в закрытых учреждениях. В настоящее время там находятся сотни тысяч взрослых и детей с инвалидностью, признанных нуждающимися в постоянном уходе, включая многих, кто хочет и мог бы жить самостоятельно при условии определенной социальной поддержки. Под давлением персонала роддомов и педиатров многие родители детей с инвалидностью отказываются от них в младенческом возрасте, и детей отправляют в дома ребенка. Многие такие дети проводят в закрытых учреждениях всю свою жизнь.
Несовершенство законодательства
Российский федеральный закон «О социальной защите инвалидов» предусматривает важные гарантии для людей с инвалидностью, включая пенсии, льготы и право на ассистивные устройства и реабилитацию. Исчерпывающий анализ самого закона нами не проводился – вместо этого мы выявили некоторые вызывающие обеспокоенность аспекты его применения, включая отсутствие четких механизмов обеспечения исполнения закона на федеральном уровне, вследствие чего контроль за исполнением оставлен на усмотрение региональных и городских властей. Закон также обязывает владельцев частных объектов обеспечивать их доступность под угрозой судебных исков и штрафов, в то время как от государственных органов не требуется обеспечивать полную доступность государственных объектов, если это выходит за рамки бюджета.
Российская многомиллиардная программа «Доступная среда», рассчитанная на четыре года, ставит амбициозные и важные цели, такие как повышение доступности образования, информации, здравоохранения и транспорта для людей с инвалидностью через оказание отдельным регионам финансовой и технической поддержки. Заявленная целевая группа программы – люди с сенсорной инвалидностью и ограниченной мобильностью, однако в ней не содержится четкой информации о том, что предполагается сделать для людей с другими видами инвалидности, такими как психосоциальная и интеллектуальная, а также с отклонениями в развитии. Ограниченность программы также заключается в том, что финансирование в ее рамках предусмотрено только для тех российских регионов, которые готовы выделять на эти цели собственные средства.
Необходимые шаги
Хьюман Райтс Вотч известно, что серьезные проблемы с доступностью инфраструктуры, предоставляемых населению услуг и занятости существуют во всем мире. Примером может служить 80-процентная безработица среди людей с тяжелой инвалидностью в Евросоюзе. Специфическими для России являются ее обязательства по обеспечению доступности, вытекающие из ее успешной заявки на проведение зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г., а также обязательства в рамках государственной программы «Доступная среда». В сентябре 2014 г. Россия должна отчитываться перед ООН о ходе выполнения Конвенции о правах людей с инвалидностью.
Для того чтобы люди с инвалидностью могли принимать полноценное участие в жизни общества, российское правительство должно следовать интеграционному подходу к доступности и осуществить реальное реформирование транспорта, жилья и рабочих мест. Только интеграционный подход к доступности, учитывающий многие аспекты жизни людей, позволит обеспечить людям с инвалидностью полную включенность в местное сообщество. Как заметил один из московских активистов за права людей с инвалидностью: «Доступность – это как цепь. Если одно звено не работает, тогда не работает и все остальное». Подход правительства к реформе должен быть двухкомпонентным и включать как пересмотр существующего законодательства, так контроль за последовательным исполнением закона.
Хьюман Райтс Вотч призывает правительство предпринять ряд ключевых шагов по созданию более доступной среды для людей с инвалидностью в России, включая: введение поста уполномоченного по правам людей с инвалидностью; пересмотр закона «О социальной защите инвалидов» с введением равнообязательных стандартов обеспечения доступности для государственных объектов и частных зданий; а также создание четких механизмов обеспечения исполнения этого закона, в том числе на федеральном уровне; и д.р. Власти также должны приложить дополнительные усилия по информированию людей с инвалидностью об их правах по российскому законодательству и Конвенции о правах инвалидов.
Власти также должны стремиться к изменению негативного отношения к людям с инвалидностью, в том числе посредством решительных публичных заявлений на самом высоком уровне.
Международные партнеры России, включая Международный паралимпийский комитет, должны добиваться от российского правительства гарантий равных прав для людей с инвалидностью и поддерживать усилия правительства в этой области. В случае бездействия государства миллионы людей с разнообразными талантами и способностями будут сталкиваться с ненужными барьерами на пути к труду, созданию семьи и внесению другого полезного вклада в общество.
Источник: www.hrw.org