Архив:

На улицу - по крайней нужде

Почему Рязань недружелюбна к инвалидам-колясочникам?

Человека, который передвигается по улицам Рязани в инвалидной коляске, можно встретить крайне редко. И дело не в том, что инвалидов стало меньше. Просто большинство из них вынуждены сидеть дома.

Ни проехать...

Решение посещать университет очно 24-летней рязанке Марии Шайкевич далось непросто. Из-за перенесённой родовой травмы девушка может передвигаться на инвалидной коляске или при помощи сопровождающего.

От университета до дома — несколько остановок общественного транспорта. После занятий, в час пик, найти себе место в переполненной маршрутке или троллейбусе инвалиду просто невозможно. Да и водители скорее захлопнут двери, прежде чем кто-то заберётся на высокую ступеньку.

— В последнее время появился низкопольный транспорт. Конечно, он гораздо удобнее для меня! — отмечает Маша. — Но, к сожалению, не всегда удаётся его дождаться. Например, на автобусе нужного мне маршрута №18 ездила от силы пару-тройку раз в месяц.

Впрочем, неудивительно, что перемещаться по городу нашей собеседнице, как и другим рязанцам-колясочникам, очень непросто. Ведь из 328 единиц муниципального транспорта Рязани только 18 приспособлены для перевозки маломобильных пассажиров! Из них — 8 автобусов, которые курсируют по всем 19 городским маршрутам, и 10 троллейбусов на маршрутах №№ 3,4, 5, 8, 10, 16, 17.

Для Рязани этого, конечно, недостаточно. В то же время в районах области о низкопольном транспорте вообще не слышали! Дело в том, что цена его на 15-20% выше стоимости стандартных автобусов и троллейбусов. Частным перевозчикам покупать такие машины без государственного софинансирования просто невыгодно.

В теории у колясочника есть ещё один способ добраться до нужного места с комфортом — позвонить в службу «Социальное такси».

— Однажды мне нужно было срочно доехать до университета, — говорит Мария Шайкевич. — Но воспользоваться социальным такси не удалось. Оказалось, заказывать его нужно аж за несколько дней до запланированной поездки...

Единственное преимущество такого «неспешного» транспорта — это его бесплатность. Особенно если учесть, что обычные таксисты готовы посадить колясочника в машину только по двойному тарифу.

...ни пройти

Уже за первые сентябрьские дни рязанцы успели ощутить все прелести осенней непогоды. Из-за закатанной в асфальт ливнёвки переступить лужи не под силу не то что малоподвижному, но и здоровому человеку. Обойти их стороной, балансируя между припаркованными автомобилями, — тоже нужно изловчиться.

— Как же мы радовались, когда появились асфальтовые пандусы перед офисным центром на повороте с Первомайского проспекта на улицу Вокзальную, — рассказывает Светлана Трибунская, мама Марии. — Так что вы думаете? Выехали мы с Машей на коляске, чтобы прогуляться по улице. Но втиснуться между машинами, припаркованными почти вплотную к зданию, мы не смогли. Автомобили стоят прямо на тротуаре, на пандусах! И как быть колясочнику? Либо возвращаться домой, либо ехать прямо по автодороге...

Главное — не молчать

Выходит, что транспортные капканы оказываются ещё опаснее барьерных. На центральных улицах к 20-сантиметровому барьерному камню в последнее время кое-где всё же стали оборудовать асфальтовые спуски. Правда, нередко пандусы появляются только после настойчивых обращений местных жителей.

Как рассказала Светлана Трибунская, чтобы обеспечить дочери наиболее безопасный путь на коляске, в городскую администрацию приходилось обращаться неоднократно. Так семья добилась установки пандуса в районе площади Победы. Просила сделать асфальтовые дорожки при подходе к своему дому — сделали.

— Думаю, что если бы каждый инвалид требовал, чтобы в его дворе обустроили пандус, возможно, тогда город стал больше приспособлен для колясок, — уверена Светлана Николаевна. — Никто не обратит на нас внимание, пока мы сами не заявим о своих проблемах.

Подождём три года?

— С начала года в регионе действует целевая программа «Доступная среда», — рассказала нам министр социальной защиты населения Рязанской области Вера Глонти. — Объём финансирования на трёхлетний период — 155 миллионов 440 тысяч рублей.

Уже известно, что 7 миллионов рублей из этих средств в 2013 году выделят на оборудование пандусами входных групп 48 учреждений здравоохранения. Правда, решение-то принято, а сама работа по обустройству пандусов только начинается...

По прогнозам разработчиков программы «Доступная среда» через 3 года (далее — дословная цитата) «положительно оценивать доступность объектов социальной инфраструктуры будут 25% инвалидов». Однако непонятно, как повлияют нововведения на оставшиеся 75%? Будут люди, как и раньше, оставаться дома, а на улицу выходить только по крайней нужде?

Комментарий

Председатель общества инвалидов Советского района города Рязани Галина Вейс:

— Низкопольные автобусы и троллейбусы очень удобны для инвалидов: просторные, оборудованы поручнями. Но войти и выйти из них бывает невозможно! Новый транспорт запустили, но водителей почему-то забыли проинструктировать, что останавливаться нужно вплотную к бордюру.

Нередко человек на костылях остаётся на остановке, потому что не может сделать широкий шаг с тротуара в автобус. Хотелось бы, чтобы водители обратили на это внимание и подъезжали ближе к остановке.

Наша справка

Низкопольный общественный транспорт непросто дождаться на остановке. Но его движение можно отследить по Интернету. На сайте www.bus62.ru указывается прогнозируемое время прибытия транспорта определенного маршрута на конкретную остановку. Троллейбусы и автобусы, приспособленные для маломобильных людей, имеют особое обозначение.

Вызвать «Социальное такси» можно по телефону (4912) 38-91-30. Бесплатными услугами могут воспользоваться инвалиды 1-й и 2-й групп. При этом заявку о вызове машины нужно оставить по телефону за несколько дней до поездки.

Мария Смолярова

Источник: mediaryazan.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ