Архив:

Чужие среди своих

Владимиру тридцать два года. Симпатичный парень. Добрые глаза, какие-то по-детски наивные. Занимается спортом. Он хотел бы, чтобы у него появилась девушка. И чтобы средство передвижения было более мобильное и легкое в управлении. Он хотел бы с пятого этажа спускаться без помощи мамы. Он мечтает куда-нибудь выбраться, съездить. Молодой человек просто хочет быть таким, как все. Но ничего этого у него нет. Володя Колесников - инвалид.

Своя правда

- Я не вокзал приехал минировать, я просто хочу знать: почему здесь ничего не предусмотрено для инвалидов?! - председатель ачинского отделения Всероссийской организации инвалидов Иван Володин горячится. - Я вас предупредил, что приеду с прессой. Хотел бы получить комментарии.

- Но вам никто не давал разрешения производить съемку в здании вокзала. Я здесь руководитель, и такой самодеятельности не признаю, - начальник ачинского вокзала Светлана Юрьева непреклонна.

- Это не самодеятельность. Это жизнь, - грустно констатирует Володин.

Владимир Колесников не участвует в дискуссии. Он обреченно улыбается. И молчит. Он знает, что его проблемы - это только его боль. Еще боль его матери да забота Володина, который радеет о своих подопечных.

Вокзально-колясочный роман

Этот "роман" у местного общества инвалидов с ачинским вокзалом начался давно. Любовь не получилась. На жаркий призыв обеспечить людям с ограниченными возможностями условия для поездок по "железке" руководство вокзала, к которому неоднократно обращался председатель, ответило холодом. А любовь, собственно, обещала стать вполне законной. Согласно статье 25 главы четвертой Федерального закона "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов" все "органы" должны везде и всюду давать инвалидам зеленый свет. Статья гласит, что все без исключения - от правительства РФ до органов местного самоуправления - "создают условия инвалидам... для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта". По крайней мере, должны создавать. И, более того, вокзалы, аэропорты и остальные объекты должны быть оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов. На деле оказывается, что возможности вокзалов и иже с ними для помощи людям с ограниченными возможностями тоже ограниченны. А посему - извините. Не можете без пандуса въехать на вокзальную лестницу - это ваши проблемы. Неудобно, простите, в туалет ходить, коли места общего пользования на вокзале не имеют специальной кабинки для инвалидов - это тоже ваша нужда. Которая, может, и заботит руководящие "органы", но не так чтоб очень. "Да, жалко, а что делать?" - разводят чиновники руками. Благо у них есть руки. И ноги. Те же, кому повезло меньше, шагают по жизни без ног. И руками не разводят - потому что не у всех они есть. "Я инвалид 2-й группы, да ладно я - у меня хоть одна нога! А что делать колясочникам?" - сетует Володин.

Сетованиями делу не поможешь. Вот и стали инвалиды правды искать. Обратились с запросом в транспортную прокуратору и к начальству местного вокзала. Попросили, чтобы отпуск билетов в кассах и обслуживание инвалидов осуществлялись вне очереди, желательно в отдельной кассе. Пожелали, чтобы на вокзале установили пандус или аппарель, чтобы инвалиды могли заезжать на лестницы и спускаться с них к путям без посторонней помощи. Про отдельную кабину в туалетах тоже упоминали. Ну и выход на перрон с залом ожидания просили оборудовать как надо. Договорились с начальником вокзала Светланой Юрьевой о встрече в присутствии прессы и отправились на железную дорогу. Вместе с инвалидом Владимиром Колесниковым. Ради которого, как и ради всех его братьев по несчастью, все и затевалось. Теплой встречу можно назвать с натяжкой (читай выше). Даже милицию задействовали. Помощник начальника дежурной части милиции вокзала Николай Сотников Володину с его подопечным и журналистам не обрадовался.

- Вокзал - это стратегически важный объект, снимать здесь нельзя. А вдруг вы теракт хотите организовать? - майор грозно обвел взглядом "шайку заговорщиков": сидящего в коляске Колесникова, хромающего Володина и журналистов. - Я вам объясняю доступно: в чем проблема?!

Проблема была в одном: нигде на вокзале, в чем мы с коллегами убедились собственными глазами, не было ни одного пандуса. Зато, к счастью, у нас есть сердобольные люди. Многие с готовностью шли на помощь человеку в коляске. Но этим горю не поможешь. Вес Владимира - больше 80 килограммов. Плюс 9 кг коляска. Итого около ста килограммов. Тягать человека на такой конструкции по лестничным проемам весьма проблематично. Наглядный пример: на лестницу в 4 ступени Колесникова с трудом затаскивали трое мужчин. И уронили бедолагу. Его "машина" накренилась и завалилась. Вот вам и весь сказ.

Майор сообщил, что съемка может являться "наглядным пособием" для организации теракта. Но утешил, сказав, что эта же съемка ничем предосудительным являться не может, если... разрешена начальником вокзала. В итоге прений конфликтующие стороны наконец удалились в кабинет руководителя.

Пассажир без билета

Перемирия, хоть и с трудом, инвалидам и работникам "железки" достичь все же удалось. В кабинете начвокзала Светлана Павловская предложила воды разволновавшемуся Володину и предложила подписать бумаги. Бумаги не простые, а призванные разрубить гордиев узел. Руководство ачинской железной дороги разработало "Правила действий работников вокзала при перевозке пассажиров с ограничением способностей к самостоятельному передвижению". Механизм таков: как только к начальнику вокзала поступает информация о посадке или высадке пассажира-инвалида, начальник организует помощь с привлечением работников дежурной смены и, если нужно, врача. Кроме этого, ответственный обязан записать в книге регистрации поездок фамилию и должность того, кому были переданы сведения о высадке пассажира.

Ничем более пособить, как выяснилось, нельзя. Ачинскому вокзалу 36 лет, понятно, капитальный ремонт ему бы не помешал. Но денег нет и, по крайней мере до 40-летия, не предвидится. Косметический ремонт установку пандусов не предусматривает. В России пока только два вокзала оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов, в том числе железнодорожный в Красноярске.

Недавно по центральному телевидению прошел сюжет, как в одном российском городе тамошние инвалиды подали на железную дорогу в суд. Тоже за отсутствие условий на вокзале. И выиграли дело. Ачинцы пока не спешат: радует уже то, что "железка" сделала шаг им навстречу. Пусть маленький. А пока Володя Колесников мечтает о том, что съездит в Пятигорск. Говорит, ему этот город нравится. Только понимает Володя, что это, наверное, невозможно. На коляске далеко не уедешь. Даже если от тебя так близко рельсы, которые манят вдаль.

СПРАВКА "СГ"

В Ачинске проживает 6355 инвалидов, из них 345 детей. 557 человек испытывают трудности в передвижении, из них 187 - колясочники. Инвалидов по зрению 238, по слуху - 132.

Екатерина Летная

Фото автора

Источник: sga.eachinsk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ