Архив:

В России более полутора миллионов детей с отклонениями в развитии

Жизнь многих из них проходит лишь в стенах собственной квартиры. Этих ребят зачастую отказываются принимать в обычные школы, они лишены возможности заниматься спортом и даже заводить друзей. Впрочем, благодаря усилиям родителей и тех немногих педагогов, которые готовы взять на себя обучение детей с ограниченными возможностями, некоторым из них все-таки удается получить образование и профессию.

Коля учится в пятом классе, но он никогда не слышал школьного звонка и не видел одноклассников. Вместо парты у него стол, а учительница каждое утро приходит к нему домой на занятия. Ребенка пытались записать в ближайшие школы, но везде получили отказ.

Диагноз ДЦП у Коли с самого рождения, его почти не слушаются ноги и правая рука. Он борется с маленькой клеткой - выводит "Классная работа". Учительница с гордостью рассказывает: по школьной программе Коля постепенно догоняет сверстников, хотя при рождении врачи обреченно разводили руками. Выяснилось, каждый день узнавать что-то новое - лучшая терапия для мальчика.

Коля Юткин, ученик средней школы №410: "Больше всего люблю историю. Сейчас мы проходим Древний Китай, Древнюю Индию. Если бы ничего не надо было нового узнавать, тогда зачем школа вообще?"

На дому учатся 70 детей из 410-й московской школы. Это - средняя школа, где обучают тех, кому нужно особое внимание. Всего 227 ребят, и у каждого тяжелый диагноз: порок сердца, ДЦП, сахарный диабет, эпилепсия, астма. Каждому нужен индивидуальный подход, поэтому в классе - по нескольку человек.

У Жени Куприянова почти не видит правый глаз, частично парализована правая сторона тела и проблемы с поведением: в классе даже из десяти человек он сильно нервничает. В этой школе он три года один на один с учителем. С тех пор стал гораздо спокойнее, и успеваемость заметно улучшилась.

Эта школа - своего рода эксперимент. Его цель - адаптировать больных детей к жизни в обществе. Нагляднее всего достижения педагогов видны на занятиях в бассейне, где ребята плавают по соседству с детьми из обычных школ. Вот одиннадцатилетняя Ульяна, у которой тяжелая форма бронхита и панкреатита, обгоняет абсолютно здорового Мишу.

Специалисты сходятся в одном: этим детям с раннего возраста нужен не просто особенный контакт с внешним миром, а настоящее погружение в него. Школа, спортивные секции, кружки по интересам, прогулки, театры, кино - чем больше, тем лучше. Ведь им чаще всего не хватает самого главного: не просто быть наравне со всеми в этом мире, а чтобы все отвечали взаимностью.

От прежнего названия "школа для больных детей и детей-инвалидов" избавились после того, как сами дети стали жаловаться. Сейчас ко всем ребятам относятся, как к самым обычным, они легко находят общий язык друг с другом. Лилия Мартыненко работает здесь уже 7 лет. Ради больного сына она переучилась на логопеда-дефектолога и теперь доказывает другим родителям: наши дети разные, и это не плохо.

Лилия Мартыненко, логопед-дефектолог школы №410: "Твой ребенок изначально не похож на других детей. Совершенно другой. Ты учишься жить вместе с ним, учишься помогать. Мы не привыкли видеть это, мы не помогаем им. И стараемся всячески этого избежать. Я имею ввиду, общество".

Главное, что беспокоит Лилию и остальных родителей - что будет с детьми будет после окончания школы.

Олег Куприянов, отец Жени Куприянова: "Я понимаю, что всю жизнь не смогу его за ручку водить. Проблемы никуда не денутся, и у него также будут проблемы воспринимать профессора или преподавателя, сидя в аудитории".

Теперь продолжить обучение дети могут в реабилитационном центре для инвалидов. Профильное образование они начинают получать уже в старших классах. Для них это возможность стать экономистами, дизайнерами, архивариусами, косметологами. А в перспективе и найти работу.

Юра Сидоренко, студент техникума Реабилитационного центра для инвалидов: "На заводах, фабриках, в издательствах, например, тоже могут быть архивы. Ответственная работа. Требует большой концентрации внимания".

Галина Эхина, преподаватель техникума Реабилитационного центра для инвалидов: "Работать, деньги зарабатывать себе на жизнь. И не зависеть от каких-либо пособий или ещe чего-то. Мы их к этому как раз и готовим".

В России больше полумиллиона детей-инвалидов и полтора миллиона - с отклонениями в развитии. Педагоги говорят: проблем пока хватает. Но если бы таких школ было больше, их было бы проще решать.

Источник: 1tv.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ