Архив:

Естественное желание учиться и трудиться

Как сделать профессиональное образование доступным для инвалидов и как обеспечить их рабочими местами обсуждали в Общественной палате 27 августа. Мероприятие проводилось в рамках общественного мониторинга Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по поддержке лиц с ограниченными возможностями.

Ранее Общественной палатой в государственные органы власти были направлены рекомендации по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.

Как отметила председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни Елена Тополева, «главная задача не просто создать специальные рабочие места, это не является самоцелью, это одна из мер, главное — улучшить ситуацию с трудоустройством в целом». «Без профессионального образования, увязанного с одной стороны трудовым обустройством, без учета потребностей самих инвалидов и интересов ВУЗов с другой стороны, проблему не решить», — заявила член ОП.

Директор департамента государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Минобрнауки России Сергей Трофимов подчеркнул, что новый закон об образовании, который вступит в силу 1 сентября, учитывает интересы всех детей, его главная цель — инклюзивность и открытость любых образовательных учреждений. «Все правовые условия для обучения инвалидов созданы, — поддержала коллегу начальник отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Ирина Апыхтина, — но нужны и другие условия: создание адаптивных модулей, образовательных программ и специальная подготовка преподавателей». Апыхтина отметила, что в настоящее время министерством ведется мониторинг образовательных учреждений по доступности их для обучения инвалидов, после которого будет разработан комплекс требований по созданию адаптивных программ для обучения инвалидов.

Она также сообщила, что в настоящее время в 33 высших образовательных учреждениях ведется обучение инвалидов, но ни в одном субъекте не обнаружено информационного ресурса, где инвалиды могут узнать, по какому направлению идет обучение и где после обучения можно работать. «Важно информировать инвалидов обо всех возможностях: где именно, и по какому направлению можно получить образование на субъектном уровне», — подчеркнула она.

Заместитель директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России Кира Афонина также отметила проблему информированности. Но помимо этого, уверена Афонина, необходимо провести работу с учреждениями медико-социальной экспертизы: «что им нужно обсуждать с ребятами и их родителями по обучению и трудоустройству». Кроме того, «важно готовить сокурсников и работодателей к приему и терпеливому сопровождению детей с инвалидностью, прививать толерантность. Самое лучшее, если бы инвалида на работе какое-то время сопровождал специальный человек и в психологическом, и в физиологическом плане», — сказала она.

«Как показал мировой опыт, образование эффективнее всего при инклюзивном образовании, при обучении со здоровыми людьми. В учреждениях профессионального образования обязательно нужно создавать условия для обучения инвалидов», — подчеркнул Директор Фонда содействия научным исследованиям проблем инвалидности, эксперт рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Роман Жаворонков. В новом законе об образовании правовые условия прописаны, но проблема с реальностью. «Кто будет создавать такие условия, как они будут создаваться и за чей счет», — задался вопросом эксперт и сам же ответил. «В передовых странах мира в учебных заведениях создается специальная структура, которая занимается созданием условий, что касается вопроса как, то необходима оптимизация модели социальных условий, приемлемая для каждого ВУЗа, и 3 вопрос: очевидно всем, что без увеличения финансирования учебных заведений, проблема создания специальных условий решена не будет», — заявил Жаворонков.

Среди рекомендаций по повышению доступности профессионального образования также были озвучены предложения по увеличению субсидий на обучение инвалидов; организации и проведению общественной и экспертной оценки учреждений среднего и высшего профобразования на предмет их приспособленности к нуждам инвалидов; по разработке методики обучения иностранному языку неслышащих и слабослышащих инвалидов; активизации разработки программ профобразования, адаптированных для обучения инвалидов; возможности передачи детям-инвалидам компьютерного оборудования, полученного в рамках приоритетного национального проекта «Образования» для получения ими профессионального образования в дистанционной форме; разработке перечня квотируемых рабочих мест для выпускников с инвалидностью, с учетом их квалификации, полученной ими в ВУЗе и др.

На основе всех высказанных замечаний и предложений от экспертов, профильных НКО, общественных палат регионов (в ходе мероприятия были прямые включения из регионов), Комиссия подготовит документ с рекомендациями, который будет направлен Правительству, Министерству труда и социальной защиты, Министерству образования и науки, органам исполнительной власти субъектов, учреждениям среднего и высшего профессионального образования.

Источник: oprf.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ