Архив:

Нет здоровых, есть недостаточно обследованные

Санаторно-курортное лечение по… В. Пикулю

Отдых по социальной путевке – то еще приключение. Описать его словами непросто, забыть невозможно. Однако, обо всем по порядку, ведь подобно тому, как театр начинается с вешалки, так и отдых начинается с получение заветной путевки. В Петербурге, да и по всей стране нарастает социальная напряженность. В данном случае она обусловлена тем, что накопилась огромная очередь из льготных категорий граждан, которые заранее подали заявление на бесплатные («социальные») путевки в здравницы. В прошлом году положение было сложным – путевки достались не только не всем, но даже не половине от общего числа льготников, подавших заявки. В текущем – по отзывам специалистов ФСС отдыхать поедут и того меньше. А полгода уже прошло…

Автор – ветеран боевых действий – федеральный льготник разобрался в причинах явления, и предлагает комментарии к официальной позиции государственных институтов, ответственных за обеспечение санаторно-курортного реабилитационного лечения в Петербурге.

Официальной строкой

Обеспечение санаторно-курортного лечения (далее по тексту – СКЛ) граждан, имеющих права на получение государственной социальной помощи (далее — ГСП) в виде набора социальных услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — федеральный закон) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным (льготным) категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 №328. В соответствии с его нормами путевки на СКЛ предоставляются территориальными органами ФСС по месту жительства (основной регистрации) гражданина – получателя набора социальных услуг на основании медицинской справки по форме 070/у-04, в которой указан диагноз заболевания, для лечения которого гражданин направляется в здравницу.

Обеспечение граждан СКЛ осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Объем средств, выделяемых ФСС из бюджета Российской Федерации (далее — РФ) на оплату таковых расходов регламентируется федеральным законом о бюджете ФСС на соответствующий год. Указанная норма определена п. 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам ГСП в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2004 № 864.

В соответствии с этой нормой, определяется объем бюджетных ассигнований на предоставление гражданам СКЛ и проезда к месту лечения и обратно – с учетом (в зависимости от) численности лиц, сохранивших за собой право на получение данных услуг и изменяющейся (ежегодно) стоимости самих услуг. Давайте посмотрим правде в глаза. По сообщениям ФСС* в 2012-2013 годах стоимость финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего ГСП в виде набора социальных услуг составляет:

По санаторно-курортному лечению – 99,25 руб.

По предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 13,75 коп.

Эти суммы, а также порядок их индексации распределяются в соответствии со статьей 6.5 федерального закона (от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

С 1 апреля 2013 года на одного гражданина на оплату социальной услуги, предусматривающей предоставление при наличии соответствующих медицинских показаний путевки на СКЛ, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, направляется уже 100,05 рублей в месяц.

Для тех, кто не понял: выше приведены ежемесячные суммы финансирования государства льготных категорий граждан, не отказавшихся от «набора социальных услуг в конкретной части до 1 октября прошлого года. Если умножить представленные цифры на 12, получим сумму финансирования одного льготника в год. И она весьма невелика.

Почему так происходит или где «собака порылась»?

О причинах печального и одновременно потрясающего умы явления надо говорить особо. Но, поверьте, даже при глубоком исследовании вопроса, я не нашел здесь какого-либо заговора. Все достаточно логично объяснимо, но от этого, отнюдь, никому не легче, и напрашивается уже банальный вывод о том, что «у нас все как всегда». Уходя от банальности, хотел бы привести здесь более разумное объяснение действительности, данное еще признанным мастером художественного слова Валентином Пикулем в его драме «Моонзунд». Рискну напомнить его:

«Россия такая страна, где к людям всегда относились с особой черствостью». К сожалению, это не меняется с годами и поколениями.

Интересно, что механизм предоставления набора социальных услуг, до последнего время сокрытый в глубине различных правоустанавливающих документов и норм (никто никогда столь подробно данную ситуацию не разъяснил, а надо было бы, ведь она прямо касается граждан, для которых, собственно, и призваны работать социальные институты государства и ФСС в частности), в целом основан на принципе солидарного участия в нем всех соответствующих категорий граждан, вносящих «в общий котел» часть ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ), при условии, что данные услуги предоставляются незначительной части нуждающихся в них групп населения. А что, представьте себе, делать, когда этих нуждающихся огромное количество?

Тогда и происходит кризис или коллапс с анонсированным с помпой социальном обеспечении граждан. Объем «нерастяжимых» средств, предназначенный на финансовое обеспечение со стороны государства СКЛ, напрямую зависит от волеизъявления граждан в части получения набора социальных услуг или отдельной социальной услуги, то есть от числа тех, кто отказался/подтвердил свое право на эти услуги на следующий год.

Характерно, что с каждым годом растет число граждан, отказавшихся от получения социальных услуг в натуральном виде, следовательно, как утверждают в ФСС*, уменьшается и финансирование – объем средств, передаваемых Фонду государством для обеспечения граждан СКЛ. И в то же время граждане, желающие отдыхать, использовать свою льготу, не отказавшиеся от набора соцуслуг, получают эти услуги на суммы в несколько раз превышающие средства, которые ими вносятся в виде части ЕДВ в общий бюджет.

Поговорим предметно. «Льготник» вносит на СКЛ ежемесячно: в 2012 году по 94 руб. (1128 руб. за год), в 2013 году – по 99,25 руб. (1191 руб. в год) претендует на предоставление санаторно-курортной путевки на сумму примерно 17000 рублей. Эта средняя (по регионам России) стоимость путевки в санаторий – с питанием и лечением – продолжительностью 18 дней. Нет повода к удивлению, что при таком объеме финансирования обеспечить путевками всех граждан, обратившихся за их получением в установленные законами и нормами сроки, не представляется возможным. Как следствие, количество путевок выделяемых ФСС (региональным отделениям) с каждым годом уменьшается, особенно явная неудовлетворительная тенденция наблюдается с 2010 года.

Так, на практике, обеспеченность путевками для СКЛ граждан льготных категорий, обратившихся с соответствующими заявлениями в Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС в 2012 году, составила 29,9%. Остальные желающие – без вины виноватые – еще раз «переплевались», и пополнили и без того огромную армию людей, так или иначе критикующих политику Правительства.

К сведению, тот же показатель в 2010-м и 2011 гг. составил 45,1% и 42,9% соответственно. Как показывают эти официальные данные, переданные мне руководством ФСС 13.06.2013, ситуация с путевками в последнее время не была удовлетворительной, но теперь она попросту кризисная, провоцирующая социальную напряженность в обществе не первый год.

Увеличение периода ожидания гражданами льготных категорий путевки на СКЛ усугубляется еще и тем, что в 2013 году (на моей памяти и в 2010-2012 гг.) конкурсные процедуры по размещению заказов на предоставление СКЛ «в связи с поздними сроками доведения бюджетных ассигнований были начаты Санкт-Петербургским региональным отделением Фонда 27 февраля 2013 года»*. То есть с инертной, не оправданной задержкой, за которую, кажется, никто из управленцев не отвечает. А по состоянию на 3 июня 2013 года по итогам проведенных аукционов тем же региональным отделением Фонда заключены 38 государственных контрактов со здравницами на предоставлении путевок в количестве 8012 штук*. Говорят, что конкурсные процедуры продолжаются, и до конца текущего года планируется приобрести еще 1219 путевок. Но и эта «добавка» — капля в море по сравнению с десятками тысяч петербургских заложников-льготников, ожидающих очередную милость от ФСС. Думаю, примерно также, если не хуже, обстоят дела и в других регионах.

Медицинские показания

На практике часто такая справка оформляется терапевтом в поликлинике по месту жительства и заверяется начальником отделения (терапевтического) и печатями в страховом столе. Справка учитывается в журнале выданных справок, который хранится у заведующей поликлиники.

Медицинская справка, выдаваемая на основании осмотров, анализа состояния здоровья и обследования нескольких врачей специалистов свидетельствует о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для СКЛ. Срок действия справки для получения путевки согласно приведенному выше приказу установлен 6 месяцев. Такой срок определен в связи с вероятностью (с медицинской точки зрения) изменения состояния больного в течении года. Это определяет и необходимость уточнения данных о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для СКЛ.

На практике же – со стороны интересов гражданина – справка де-юре прекращает свое действие через 6 месяцев с даты выдачи, и – на основании данной нормы — формально ФСС может отказать в выдаче путевки. К чести работников Фонда надо заметить, что мне такие случаи на практике неизвестны; но это не означает, что такого не бывает. Таким образом, гражданин (который ни в чем не виноват), желая получить путевку раз в год, должен обновлять медицинскую справку каждые 6 месяцев.

В данной норме много противоречивого, и, на мой взгляд, она нуждается в изменении, поскольку нельзя сравнивать между собой разное реальное состояние здоровья различных категорий граждан, в том числе из-за их разного возраста и возможных увечий.

К примеру, инвалид II группы по общему заболеванию в возрасте 65 лет не может ставиться в один ряд с 30-летним ветераном боевых действий, не имеющим инвалидности. Но по действующему закону – его нормы равны для всех, и обновлять справку надо и тому и другому кандидату на СКЛ.

Тем не менее, практикам и всем заинтересованным лицам, возможно, будет интересно обратить внимание на пп. 18 и 19 данной медицинской справки («предпочтительное место лечения» и «рекомендуемый сезон лечения» соответственно). Практическая позиция поликлиник и ФСС такова, что эти пункты носят рекомендательный характер и не являются обязательными для заполнения.

Как отвечают в ФСС, указанные в данных графах сведения учитываются специалистами регионального отделения, и по возможности, удовлетворяются при выделении путевки на СКЛ.

Вот в этом месте и кроется очередной чиновничий трюк. Действительно, данные пункты учитываются сотрудниками ФСС при распределении путевок именно так. Однако, если юридически подкованный граждан настоит (хотя «настаивают на спирту») на том, чтобы медицинская справка по форме 070/у-04 для получения путевки на СКЛ будет заполнена терапевтом скрупулезно – с указанием конкретных рекомендаций, такой отказ в предоставлении путевки или проволочку можно будет оспорить в суде общей юрисдикции; cудебная перспектива дела для гражданина истца в такое случае велика.

Итак, путевки предоставляются по профилю заболевания гражданина в санаторно-курортное учреждение (далее – здравницу), с которыми региональное отделение ФСС заключило государственный контракт на текущий год. Таким образом, путевки в санаторно-курортные учреждения предоставляются гражданам льготной категории в соответствии с профилем заболевания, а не по выбору гражданина.

График заезда в санаторий также регулируется госконтрактом.

Как это происходит?

Региональные отделения ФСС обеспечивают отдельные категории граждан санаторно-курортным лечением (путевками) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — на конкурсной основе осуществляют отбор санаторно-курортных учреждений, в которые затем направляются граждане – получатели данной группы социальных услуг.

И участие в открытом конкурсе, проводимом региональным отделениями ФСС, является правом, а не обязанностью здравниц (санаторно-курортных организаций). Таковы действующие сегодня общие принципы организации конкурсных производств в нашей стране, их элементы, по сути, переняты с запада, где конкурсы выигрывают не по знакомству или иной мотивацией (коррупционной составляющей), а по справедливости. То есть сама идея не плоха, но работает она в России «через пень-колоду», своеобразно. В соответствии с общими принципами демократии обязать участвовать в конкурсе или соглашаться на конкретно заявленные устроителями конкурса условиями нельзя. Поэтому граждане-льготники никак не могут влиять ни на организацию конкурсных производств ФСС, ни на решения об участии в конкурсе, которое принимает на добровольных началах «благих и непринужденных» руководство конкретной здравницы. Санатории также сами определяют сроки предоставления курортного лечения для граждан и количество выделяемых для них путевок. Сезонность же — сроки СКЛ являются предметом регулирования государственного контракта, заключаемого региональным отделением ФСС и санаторием, поэтому в этой непростой, скрытой за «чиновничьими стенами» цепи номинально учитываются интересы ФСС, льготных категорий граждан и самих санаториев.

Зная такое положение дел, не приходится удивляться тому, что санаторно-курортные учреждение (к примеру, южного направления) будучи самостоятельными хозяйствующими субъектами, предоставляют гражданам путевки на СКЛ преимущественно в межсезонье, а в летний период – предлагают оные в крайне ограниченном количестве. «Экономическую» причину этого явления, надеюсь, раскрывать не надо. И такая ситуация из года в год (я посещаю санатории с 2005 года как ветеран боевых действий – федеральный льготник) характерна для курортов Кавказский Минеральных вод и всего Черноморского побережья Кавказа. Говорить о ее улучшении пока не приходится. Более того, по сообщениям работников регионального отделения ФСС в ранге замначальника отдела, можно провести анализ ситуации и сделать выводы, что за последние годы ежегодное количество «бесплатных» социальных «мест» сокращается, и эта тенденция будет продолжаться в перспективе. В частных разговорах утверждают, что нас хотят «ненавязчиво принудить отказываться» от данной услуги, взамен давая денежную компенсацию (по закону о «монетизации льгот»). Чтобы понять – кто хочет «принудить», надо рассматривать вопрос – кому это может быть выгодно. В соответствии с общей тенденцией «оптимизации» государственных расходов и финансирования социальных программ, вывод напрашивается сам собой.

Новации в регионах

С 2013 года на сайте ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации организована информация о движении электронной очереди, формируемой в свою очередь на основании заявлений на предоставление путевки . При формировании электронной очереди на санаторное лечение для обеспечения равных прав граждан (ибо ни одна из категорий льготников не имеет в данном вопросе преимуществ, прерогатив) учитывается дата подачи в региональное отделение ФСС первой неудовлетворенной заявки гражданина. Создание указанной очередности не противоречит действующему законодательству.

Однако, важно понимать, что ФСС начинает принимать такие заявки от граждан льготных категорий, не утративших права на СКЛ (не отказавшихся от него добровольно) не ранее 1 октября текущего года. На авторском примере можно пояснить, что при подаче заявки 20.10.2012 (на 2013 год) на 20 июля 2013 года номер моей очереди составляет 872.

Выводы делайте сами.

С другой стороны ни один федеральный закон не содержит положений, предусматривающих ежегодное предоставление путевок на СКЛ, и не определяет кратность их предоставления гражданам, которые имеют на них право, в частности и федеральным льготникам – гражданам из числа ветеранов боевых действий.

В России сегодня существует 10 категорий федеральных льготников; они установлены ст. 6.1 Федерального закона №178-ФЗ (о нем шла речь и выше). Приоритетного порядка предоставления путевок не может быть, поскольку так, не принимая во внимание ранее зарегистрированные заявления других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, является грубым нарушением их прав на получение государственной социальной помощи, что недопустимо в соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц.

Так и живем по В. Пикулю, едва сдерживая себя от танца. И что будет дальше?

Сегодня важно проанализировать ситуацию, выработать программы действий и (или) обращений к законодательной власти с целью отладки механизма представления путевок на санаторно-курортное лечение гражданам льготных категорий. Самый главный «хромающий» механизм в этой системе – финансирование и контроль для осуществления декларированных ранее социальных программ, в частности и финансирование санаторно-курортного лечения ветеранов. Без такой инициативы проблема не решается, усугубляется на протяжении нескольких лет, что влияет на престиж институтов государственной власти и эффективность их работы для граждан. Соответствует ли действительности недофинансирование данной расходной статьи в бюджете или налицо ставший уже классическим «саботаж» бюрократизированных структур в цепочке МинФин- ФСС-граждане Российской Федерации?

*Информация выверена и соответствует официальным письмам ФСС Российской Федерации №01-31/03-1060Л (от 6.06.2013), 01-31/03-768Л (от 30.04.2013), 15-02-01/06-3916Л (13.06.2013), 15-02-01/15-2725Л (25.04.2013), и др.

Андрей Кашкаров

Источник: www.chaspik.spb.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ