Архив:

Видеоигры помогают реабилитации детей с ДЦП

Талантливые инженеры из Череповца совместили запчасти от радиоуправляемой машинки, сенсор Kinect и Xbox 360, получили одобрение врачей и недавно взяли первое место в российском этапе конкурса Imagine Cup.Денис Царенко, инженер из Череповца и автор проекта Gesis, придумал следующую штуку: при помощи сенсора Kinect, консоли Xbox 360 и видеоигры, созданной специально для этого тандема, дети, страдающие церебральным параличом, развивают рефлексы и моторику конечностей. Механика проста и построена на принципе обратной связи, которая используется в современных консольных играх повсеместно: сигналом к действию служит вибрация, создаваемая встроенным в контроллер моторчиком.

Обычно в играх этот так называемый feedback происходит, когда что-то уже случилось: например, взрыв, выстрел, удар. В Gesis все наоборот, вибрация — это условная команда, после которой ребенок понимает, что нужно делать. Вибрирует левый контроллер — дай собаке левую кость, правый — правую.

Денис руководит командой энтузиастов, которые все это спроектировали, спрограммировали и спаяли. Проект участвовал в конкурсе Imagine Cup, который проводится ежегодно с 2004 года под эгидой Microsoft и других компаний, чьи интересы лежат в области научных и технологических инноваций. Gesis удалось выиграть два тура — региональный в Москве и общероссийский в Сколково. Gmbox встретился с Денисом и поинтересовался природой идеи проекта, его текущим состоянием и планами на его развитие.

«Все это получилось спонтанно. Началось с того, что я просто купил себе Kinect в качестве интересного приложения к Xbox 360, как и большинство простых игроков. Плюс, с ним здорово играть вместе с дочкой в качестве активного вида домашнего отдыха — заодно бросил курить, потом купил себе утяжелители на руки и ноги, увлекся всерьез.

В итоге дома стало просто не хватать места, да и громить квартиру всеми этими прыжками и взмахами не хотелось, и я перебазировался в большой зал, где в Череповце тренируются альпинисты. Там мы познакомились с Александром Ляпокиным, студентом Череповецкого университета, тоже инженером. Саше было интересно просто посмотреть, что это такое — Kinect, как устроен сенсор, и что с его помощью вообще можно делать.»

Сейчас Александр — менеджер проекта Gesis. По словам Царенко, он сделал львиную долю работы: руководствуясь методической частью, созданной Денисом, Ляпокин нашел людей, описал им задачи и спроектировал программную часть игры; контроллерами занимался hardware-инженер Сергей Пыж.

«Gesis — не мой основной род занятий. В качестве инженера мне часто приходится ездить в разные города, и после знакомства с Александром мне в очередной раз пришлось покинуть Череповец и управлять проектом дистанционно. Договариваться с людьми по поводу сайта, презентаций, съемок видео и так далее.

В проект даже сама команда поначалу не особо верила, и на этап Imagine Cup, проходивший в Москве, мы везли робота и, собственно, Gesis. Выиграли, естественно, с помощью последнего. Потом у нас был перерыв, и во время подготовки к этапу в Сколково мы улучшили технологию. Изначально Gesis создавался на базе проводных USB-контроллеров. Вместо них мы решили сделать беспроводные, все-таки 21-й век на дворе.

Собирали из того, что было под рукой. Растерзали пару радиоуправляемых машинок, вытащили из них моторы, наладили беспроводную связь - сначала через инфракрасный порт, а затем через bluetooth. Времени разбираться, как работают оригинальные геймпады от Xbox 360, у нас не было, в итоге спаяли из того, что могли быстро освоить.»

С точки зрения теоретической части развитию Gesis серьезно помогла супруга Дениса, Ирина Царенко — она работает психологом в Детском центре психологического медико-социального сопровождения в Череповце, и оказала квалифицированную консультационную помощь в работе над проектом.

«У нас в Череповце — один из трех в России реабилитационных центров для детей, страдающих церебральным параличом. Это что-то вроде санатория — то есть, детей туда приводят, и они там живут во время лечения. Мы пришли просто показать наш проект: это не физиотерапия, и зайти в подобное заведение с игрой проще, чем с какой-нибудь экспериментальной методикой лечения. В нашем случае вносится элементарное разнообразие в уже существующие спортивные круговые тренировки.

Врачи проанализировали механику Gesis и одобрили ее. Ходили к неврологам, получили подтверждение, что игру можно использовать в качестве одного из немедицинских средств реабилитации.»

На самом деле, это важно: не вопреки, а именно благодаря тому, что Gesis, в сущности, — игра, Царенко удалось расположить к проекту врачей и психологов, а так же сотрудников городоского реабилитационного детского сада. По нормам СанПин детям до определенного возраста не рекомендовано находиться перед монитором или телевизором дольше положенного времени, поэтому телевизор с консолью и сенсором Kinect размещались в заведениях в качестве еще одного спортивного снаряда, вместе с другими тренажерами.

«Сейчас порядок такой: мы приходим, раскладываемся, смотрим как играют дети, сворачиваемся и уходим. Но мы активно движемся в сторону того, чтобы телевизоры с Xbox 360 и Kinect были установлены в реабилитационном центре и детском саду на постоянной основе. Недавно Череповецким Государственным Университетом было куплено шесть сенсоров для подробных исследований — чтобы минимизировать риски и полностью раскрыть потенциал Gesis. Этим вопросом занят лично ректор.»

Технология пока несовершенна, и может барахлить на программном уровне — что-то может зависнуть в неподходящий момент, и на данный момент игре требуется специалист, который был бы рядом для решения подобных вопросов. Но планы у Царенко и команды широкие: распространить Gesis не только по соответствующим заведениям, но и выйти на региональный уровень, отдать устройства семьям с больными детьми. Напомним, что с выходом Kinect for Windows в феврале 2012 года доступ к приложениям, созданным для сенсора, открыт любой семье, в которой есть хотя бы мало-мальски рабочий ноутбук.

«Мы очень надеемся отточить технологию и методику к сентябрю. С череповецким реабилитационным детским садом у нас уже есть предварительная договоренность о том, что к началу нового набора детей в группы, который состоится как раз в начале осени, наш проект будет включен в программу реабилитации. Будет писаться отдельная методика, по всем правилам, с фокус-группой и прочим.»

По словам Царенко, думать о том, что делать с Gesis в перспективе, команде некогда: проект выстрелил очень стремительно и ярко, массу идей коллеги Дениса порождали уже в процессе работы, и она продолжается. Постоянно дотачивается программный код, оптимизируются инженерные решения касательно контроллеров — пока железо горячо, его куют, а не думают, как и кому его продать. Вопрос о коммерческой стороне дела не стоит. Начав с малого, сейчас команда Gesis имеет полностью функционирующую игру с уникальным, разработанным специально для нее управлением и интеграцией в Windows Phone — на мобильной платформе врачи могут отслеживать статистику и прогресс ребенка на пути к выздоровлению.

Царенко уже встречался с представителем губернатора Вологодской области и говорит, что рассчитывает на государственную поддержку, хотя голова занята в первую очередь развитием внутренней, а не публичной составляющей проекта.

«Я очень надеюсь, что власти не отнесутся к нам, как к головной боли. В конце концов, в нашем регионе развита металлургия, химия и прочая промышленность. В сфере информационных технологий никто особо даже не пытался преуспеть. Нам меньше всего хотелось бы создать имидж паразитов, от которых надо отбрыкиваться.»

Петр Сальников

Источник: gmbox.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ