Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Пытка под стук колёс

Льготный перелёт из Владивостока в Москву за семь тысяч рублей будет обходиться явно дешевле, чем поездка через всю страну поездом. Тем более странно, что так и не решается вопрос о предоставлении возможности бесплатного полёта в столицу и другие города России тем, кто в этом нуждается по жизненным показаниям, - тяжелобольным детям и взрослым.

Даже здоровому человеку трудно даётся длительное путешествие на поезде. Больше недели под навязчивый стук колёс, в тесном купе, без привычного рациона питания - не только усталость наваливается, но и здоровье начинает сдавать. А что говорить о тех, кому и без того требуется высококвалифицированная и порой срочная медицинская помощь? Их отправляют на операцию, лечение или обследование в столицу, Санкт-Петербург, Новосибирск, где уровень здравоохранения гораздо выше, чем у нас. Но Фонд социального страхования может предоставить талоны на проезд исключительно поездом. Оплачивать перелёт из Приморья незаконно по одной простой причине - к нам ведёт железная дорога.

Справка «В»

Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора услуг, утверждённых постановлением правительства № 864, проезд авиационным транспортом оплачивается этим категориям населения при отсутствии железнодорожного сообщения.

Беда ребёнка - общая беда

Газета «Владивосток» писала о мальчике из Лазовского района, который в четыре года получил большой ожог лица. Пока рос, перенёс 26 операций, несколько раз его возили в Москву.

В крае всем миром собирали деньги на билеты на самолёт, потому что немыслимо было отправлять больного ребёнка поездом. И всё-таки один раз пришлось ехать с мамой по железной дороге. Из-за растяжки кожи лица мальчик спал с открытыми глазами, ему требовались особая гигиена и режим, которые невозможно было обеспечить в поезде. Поездка превратилась в сплошной кошмар.

А если у ребёнка сахарный диабет и нужна строжайшая диета? А как ехать на поезде больному с почечной недостаточностью, который не может долго обходиться без подключения к искусственной почке?

Не раз возникала необходимость срочной отправки в клиники на запад страны малышей, которым от роду всего-то несколько дней или месяцев. И всякий раз приходилось искать выход из положения, просить людей собрать деньги на перелёт, обращаться к спонсорам.

- Мы давно бьём во все колокола, обращаемся в разные инстанции, чтобы решить наконец проблему, - говорит председатель Приморского отделения Российского детского фонда Екатерина ХОМЕЧКО. - Иногда время для спасения ребёнка измеряется часами. Как можно отправлять его поездом? Несвоевременно оказанная помощь может привести к непоправимым последствиям. Если бы требовалось доплачивать только разницу между стоимостью билетов на самолёт и поезд, уже было бы легче. Но нет. Когда мама с ребёнком-инвалидом отказывается ехать на поезде, а летит с ним самолётом, то она должна полностью брать расходы на себя. Мы конечно же не бросаем такие семьи один на один со своей бедой. Собираем деньги с помощью благотворительных копилок, установленных в многолюдных местах, ищем другие варианты, чтобы отправить всё-таки больных детей, которым противопоказан длинный утомительный путь, вместе с сопровождающими на самолёте.

На сегодняшний день в Приморском детском фонде десятки заявлений от малообеспеченных, неполных, многодетных семей с просьбами об оказании помощи детям. Многие из них нуждаются в транспортировке в различные клиники и центры реабилитации инвалидов по России. Это дети со сложными переломами спины, травмами головы, онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, слабослышащие и глухие. Перестук колёс поезда может усугубить проблемы со слухом, поэтому таким детям врачи запрещают поездки по железной дороге.

Даже анализы устаревают

Не под силу неделя пути и взрослым, направляемым на лечение, операцию или санаторно-курортное оздоровление в специализированные здравницы. При многих заболеваниях поездка превращается в пытку. Состояние здоровья ухудшается, иногда возникает необходимость срочной госпитализации. О чём говорить, если даже результаты анализов, с которыми больной должен прибыть в учреждение здравоохранения, за это время устаревают.

А если инвалид направлен на эндопротезирование? Вагоны поездов дальнего следования совершенно не приспособлены для людей, перемещающихся с помощью костылей, трости, тем более - инвалидной коляски. В вагоне им практически невозможно соблюдать личную гигиену. Были случаи, когда из-за покачивания или резкого торможения поезда больные с травмированными конечностями падали, усугубляя своё и без того тяжёлое состояние.

На территории края отсутствует возможность для санаторно-курортного оздоровления инвалидов с заболеваниями спинного мозга и последствиями тяжёлых травм. Поэтому путёвки предоставляются в санаторий «Лесная поляна» в Ставропольском крае. До соседней Анапы можно напрямую долететь самолётом. А вот чтобы добраться туда поездом, нужно сначала доехать до Москвы, а уже оттуда - в Анапу. Каково колясочнику одолеть такой длинный и тяжёлый путь?

В Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ поступает много жалоб от инвалидов на то, что им отказывают в оплате проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом. Есть обращения в прокуратуру, суд. В последнее время в крае стала складываться судебная практика по рассмотрению исков о компенсировании понесённых расходов гражданами, имеющими право на социальную поддержку государства. Часто билеты на самолёт для поездки на лечение они покупают за свой счёт (или берут деньги взаймы), а потом возмещают потраченное через суд. Можно привести немало примеров, когда суды становятся на сторону больного человека и выносят решение взыскать с Приморского отделения Фонда социального страхования суммы, израсходованные льготниками на перелёт.

А вот при проверке отделения Фонда соцстраха Счётной палатой оплата авиаперелётов больных детей и взрослых была расценена как нецелевое использование средств. Тем не менее дело, как видим, уже не в суммах, поскольку по льготным тарифам поездка самолётом обойдётся даже дешевле, чем на поезде. Дело - за отменой пункта постановления правительства, вписанного когда-то явно без учёта огромной удалённости Приморского края от центральных регионов страны.

Может быть, после того, как был сделан один шаг в облегчении перелётов дальневосточников на запад, будет сделан и второй - на этот раз в интересах тех, кто больше всех нуждается в поддержке, - инвалидов?

Источник: vladnews.ru