Архив:

"Мы должны бороться с болезнью, а не с ее последствиями"

На этой неделе гостем нашей редакции стала депутат Госдумы РФ, заслуженный врач России и просто неравнодушная к проблемам общества женщина Салия Мурзабаева. Мы побеседовали с ней о благотворительности, господдержке и о том, почему люди предпочитают лечиться за рубежом.

Люди не знают, чем государство может им помочь

– Глава Минздрава России Вероника Скворцова в одном интервью заявила, что в большинстве случаев сбор средств на лечение больных детей необоснован, потому что им может оказать помощь государство. Что вы думаете на этот счет?

– К сожалению, люди мало знают о своих правах и возможностях. Поэтому многие, столкнувшись с болезнью, сразу начинают искать благотворителей. Учреждения и органы здравоохранения должны работать так, чтобы пациент получал всю информацию о том, какую помощь ему может оказать государство. Я считаю, что нужен оперативный отдел Минздрава, который принимал бы обращения и регулировал оказание помощи. В настоящее время используются не все ресурсы, которыми располагает государство. Мешают бюрократизм и проволочки. Нужно нормальное человеческое сопровождение каждого случая, каждого пациента.

– Как в таком случае должна строиться работа благотворительных фондов?

– Одна из задач фондов – оказывать помощь именно в тех случаях, когда у государства такой возможности нет. А если есть возможность отправить людей на лечение по федеральной программе – подсказать, как это сделать.

В России есть все, чтобы люди не уезжали лечиться за рубеж

– Многие хотят лечиться исключительно за пределами России. Это мода или действительно необходимость?

– Я не сторонник того, что наши люди стремятся лечиться за рубежом. В России достаточно развита медицина практически по всем направлениям. Но ограничение доступности, конечно, есть. У нас очень большая страна, и некоторые виды медпомощи доступны не для всех регионов.

– Но ведь невозможно отрицать, что какие­-то виды технологий появляются за границей раньше?

– Да, часто новые современные технологии по лечению, диагностике, реабилитации внедряются быстрее за пределами нашей страны. Поэтому сейчас вопрос развития науки стоит очень остро. Не можем ведь мы все время покупать патенты за рубежом! Россия – очень большая страна, самодостаточная, нужно правильно управлять всеми ресурсами нашего здравоохранения. У нас есть все для того, чтобы люди получали необходимую помощь в России, а не за рубежом.

Предотвращать болезнь, а не ее последствия

– Очень много обращений в фонд «Изгелек» по диагнозам ДЦП, поражение ЦНС. Часто слышу, что многим из этих ребят можно было бы избежать развития болезни, если бы помощь им была оказана с рождения. Чего нам не хватает, чтобы предотвратить болезнь, а не ее последствия?

– Весной этого года в Чувашской республике состоялось выездное совещание Минздрава РФ по вопросам организации восстановительного лечения и реабилитации. Это очень важный вопрос. Давайте посмотрим на примере оказания помощи детям в нашей республике. Родился ребенок, асфиксия в родах, есть маленькие неврологические проявления. Выписали его в отделение патологии новорожденных. Его лечили, а потом выписали в район. Кто там должен его наблюдать? Есть там детский невролог и отделение восстановительного лечения? Нет. Да и в Уфе таких отделений нет. Что должна делать мама? Один раз в год она может по направлению Минздрава приехать в Республиканский психоневрологический центр в Уфе, единственный на всю республику. Но этого недостаточно. Ребенка должны сопровождать полностью, наблюдать, чтобы у него не развилось тяжелое заболевание, ДЦП, например. В 2­3 года врачи уже не смогут ему так результативно помочь. Сейчас самым главным направлением развития здравоохранения должна быть организация раннего восстановительного лечения. Для этого нужны хорошая организация и правильное управление.

– Какой шаг, например, мог бы стать первым, на ваш взгляд?

– В республике впервые в России еще с 2000 годов функционируют отделения «Мать и дитя» при детских санаториях. Минздраву республики необходимо в срочном порядке пересмотреть «Положение об оказании санаторно­-курортной помощи детям», организовать Центры раннего вмешательства для детей группы риска, при детских поликлиниках организовать работу отделений восстановительного лечения. В целом необходимо совершенствовать работу амбулаторно-­поликлинических учреждений для детей.

Благотворительность нужна всем

– Несмотря на свой плотный график работы, вы нашли время, чтобы поддержать Благотворительный фонд «Изгелек». Почему?

– Прекрасно, что ниша благотворительности постепенно наполняется и у нас в регионе. «Изгелек», «Наши дети», «Мархамат» и многие другие успешные фонды работают в республике. Когда Рауфа Рахимова, руководитель попечительского совета Благотворительного фонда «Изгелек», пригласила меня принять участие в работе фонда, я сразу дала свое согласие.

Моя основная профессия – педиатр, генетик. Среди моих родственников – все учителя: папа, сестры. А я с 5 лет говорила, что буду детским врачом. Слова «педиатр» я тогда не знала. По долгу работы я каждый день сталкиваюсь не только с радостью, но и с горем. И не могу оставаться в стороне от чужой беды.

– А в чем заключается ваша задача как члена попечительского фонда?

– Во­-первых, мы вместе с моей помощницей проводим отбор обращений, которые поступают в «Изгелек». Если есть возможность помочь в рамках государственной программы, мы помогаем в обеспечении ребенка конкретным видом медицинской помощи, как на уровне субъекта, так и в федеральных центрах. Во­-вторых, это поиск источников дополнительного финансирования, информационная поддержка. Думаю, в дальнейшем мы будем уделять внимание не только помощи в плане медицинского обеспечения, но и других видов – проводить различные акции, поддерживать тех, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию. Ведь благотворительность необходима – нужна и больным, и здоровым, всем.

На мой взгляд, благотворительные фонды должны уделять больше внимания поддержке одаренных детей. Часто говорят – у нас в стране кадровый голод. Да, такая проблема есть. И кадры мы должны начинать растить со школьной скамьи.

Денег на улице я не подаю

– Количество благотворительных фондов в республике, как мы уже говорили, растет. И бок о бок с людьми, которые действительно делают добрые дела, работают мошенники. Как людям не попасться на удочку?

– Я за оказание адресной помощи. Например, у нас на сайте «Изгелека» очень широко представлена информация и о перечисленных средствах, и о детях, которым помогли. Доверие вызывают в первую очередь те фонды, информация о работе которых открыта и доступна каждому.

Я никогда не подаю денег на улице, как бы ни выглядел просящий. Потому что не хочу, чтобы деньги ушли в карман мошенника, который использует этих инвалидов по своему назначению. Я считаю, что если не поддерживать такой сомнительный вид помощи, то со временем он изживет себя. Мы живем в цивилизованном обществе, и помощь нужно оказывать на том же уровне.

– А вы получаете удовлетворение, помогая другим?

– Помогать другим – это работа, привычное дело каждого дня. Будучи и врачом, и замминистра здравоохранения, я не задумывалась об этом. Не думаю и сейчас. Хотя со временем я заметила, что и добро, и зло бумерангом возвращаются к тем, кто их делает. В этой закономерности жизни я не сомневаюсь.

Досье

Салия Шарифьяновна Мурзабаева. Родилась в семье учителя в д. Тукатово Кугарчинского района БАССР. Окончила школу­-интернат № 1 города Уфы в 1974 году.

Образование высшее: Башкирский государственный медицинский университет, специальность «Педиатрия»; Башкирская Академия Государственной службы и управления при Президенте РБ, специальность «Государственное и муниципальное управление».

Член Президиума Союза женщин РБ, председатель парламентского женского клуба РБ, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии с курсами нейрохирургии и медицинской генетики БГМУ, врач­-генетик высшей квалификационной категории, заслуженный врач РБ и РФ, отличник здравоохранения РФ.

Член попечительского совета Благотворительного фонда «Изгелек».

Светлана Ахмирова

Источник: proufu.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ